Ещё
Россию признали примером для подражания НАТО
Россию признали примером для подражания НАТО
Армия
Опубликовано необычное фото Путина
Опубликовано необычное фото Путина
Политика
В Кремле оценили отношения Путина и Зеленского
В Кремле оценили отношения Путина и Зеленского
Политика
На борту самолета в Иране произошел пожар
На борту самолета в Иране произошел пожар
Происшествия

«Летающие крепости» Владимира Петлякова 

«Летающие крепости» Владимира Петлякова
Фото: Ростех
27 июня исполнилось 128 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора  — одного из основателей отечественного металлического самолетостроения, создателя бомбардировщика Пе-2 и многих других, невероятных для своего времени, машин. Рекордсмена АНТ-4 восторженно встречали в , совершенством АНТ-20 восхищался , легендарные «пешки» самоотверженно приближали нашу Победу. Мы собрали несколько самых ярких проектов Петлякова.
АНТ-4 «Страна Советов» и рекордный перелет в 
Владимир Петляков учился в Московском высшем техническом училище (сегодняшнем ) и работал лаборантом в легендарном под руководством .
В 1922 году Петляков защищает на «отлично» дипломный проект «Легкий одноместный спортивный самолет» и становится дипломированным инженером-механиком. В отличие от популярных в то время бипланов из дерева, он создал моноплан с металлическими элементами. Первый самолет Петлякова поднялся в небо 21 октября 1923 года. Молодой конструктор назвал его «АНТ» в честь своего руководителя Андрея Николаевича Туполева.
После окончания учебы Владимир Петляков переходит в ЦАГИ на должность инженера-конструктора. Начиная со второго самолета серии АНТ (АНТ-2) он отвечает за все крылья самолетов Туполева.
Одним из следующих значимых для страны проектов становится создание в 1925 году первого отечественного тяжелого бомбардировщика ТБ-1, позже получившего имя АНТ-4. Свободнонесущий моноплан с толстым многолонжеронным крылом «родился» за девять месяцев. Кстати, метод расчета многолонжеронного крыла стал одним из изобретений Владимира Петлякова. Позже он получил название «метод Петлякова» и использовался всеми КБ страны.
По своим техническим характеристикам и размерам АНТ-4 превосходил иностранные самолеты этого класса. Он стал первым в мире серийным цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком. Гордиться было чем, и новый самолет решили показать за рубежом. Для этого с машины сняли вооружение, бомбоотсек был заделан, и самолет получил название «Страна Советов». На нем был совершен сверхдальний полет по маршруту  —  —  — Нью-Йорк.
Перелет начался 23 августа в Москве и закончился 1 ноября 1929 года в Нью-Йорке. По приглашению Генри Форда советская делегация посетила его завод в Детройте со знаменитым конвейером. Владимир Петляков, который отвечал за техническую часть перелета, идеи Форда в дальнейшем применил при организации серийного производства самолетов.
Экипаж АНТ-4 в США. Второй справа — Владимир Петляков
Перелет «Страны Советов» в США должен был не только продемонстрировать всю мощь советского самолетостроения, но и имел огромное политическое значение для налаживания отношений между странами. Везде советских летчиков ждал теплый прием. В Нью-Йорке на аэродроме Лонг-Айленд их восторженно встречала стотысячная толпа.
АНТ-20 «»: в десятке крупнейших самолетов всех времен
В октябре 1932 года в день 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького родилась идея построить агитсамолет, назвав его в честь писателя. Новый самолет-гигант «Максим Горький» планировалось использовать в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза, также он мог быть передвижным штабом для высшего руководства.
Изготовление уникального самолета доверено КБ Туполева. Владимиру Петлякову был поручен расчет крыла. К слову, крылья у АНТ-20 по весу составляют около 60% конструкции, а их размах — 63 метра, примерно как современного 747-400.
Владимир Михайлович позже писал: «Прекрасные летные данные самолета были обеспечены самой схемой машины: моноплан, большое удлинение крыла и убирающиеся в полете шасси. Одной из основных трудностей в конструировании самолета было именно создание крыльев с большим удлинением. Ведь в этом сравнительно небольшом объеме крыльев нужно было поместить весьма значительное количество горючего, необходимого для осуществления дальнего полета. Другими словами, следовало сделать крыло-цистерну. Для этого пришлось провести большую экспериментально-исследовательскую работу по изучению вибрации крыльев».
В свое время АНТ-20 «Максим Горький» стал самым большим пассажирским и агитационным самолетом и до сих пор входит в десятку крупнейших самолетов всех времен. Площадь внутренних помещений АНТ-20 составляла 100 кв. метров, здесь могли разместиться до 70 пассажиров. В крыльях расположены кровати для отдыха. В самолете была своя киноустановка, фотолаборатория, телефонная станция, библиотека, типография и пневматическая почта.
В бортовом оборудовании машины тоже было немало нововведений. Впервые для тяжелого самолета применена электродистанционная система управления, также имелся автопилот. Пилотажно-навигационное оборудование самолета позволяло его эксплуатацию днем и ночью.
Причем такой гигант был создан в кратчайшие сроки: 4 июля 1933 года начата постройка, а 3 апреля 1934-го готовый самолет вывезен на аэродром. Уже в июне «Максим Горький» пролетал над Красной площадью. В том же году на самолете были установлены два мировых рекорда — подъем грузов массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 метров.
На самолете АНТ-20 во время визита в СССР совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери. «Еще больше, чем техническим совершенством самолета, я восхищался молодым экипажем и порывом, общим для всех этих людей. Я восхищался их серьезностью и внутренней радостью, с которой они работали. Чувства, обуревавшие этих людей, казались мне более мощной движущей силой, чем сила восьми великолепных моторов гиганта…», — позже вспоминал он.
Пе-8: первый советский стратегический бомбардировщик
В начале 1930-х годов Советский Союз занимал первое место в мире по тяжелобомбардировочной авиации. Но время тяжелых медленных «бомбовозов» постепенно ушло, стране нужны были другие самолеты. Перед конструкторами было поставлено техзадание на новую машину со следующими характеристиками: потолок высоты в 12 000 м, скорость 400 км/ч, бомбовая нагрузка 2-4 тонны, дальность 1200-3800 км.
Самолет ТБ-7 (будущий Пе-8) начали проектировать в середине 1934 года, но сроки поставки моторов, как и стального проката, постоянно срывались. В частности и по этим причинам свой первый полет самолет совершил лишь в декабре 1936 года. Возможно, именно задержка с созданием ТБ-7 стала причиной ареста Владимира Петлякова в 1937 году. После этого доводкой и внедрением в серийное производство самолета занимался его коллега Иосиф Незваль, позже руководивший разработкой многих машин КБ Туполева.
На момент создания ТБ-7 был одним из самых крупных, скоростных и высотных самолетов в мире. С практическим потолком в 9300 метров, боевым радиусом в 3600 км, нагрузкой почти в 6000 кг он опережал известные мировые бомбардировщики, такие как американский B-17, британский Halifax или немецкий Fw 200.
Во время войны Пе-8 внес большой вклад в битву на Курской дуге, а в июне 1942 года совершил, пожалуй, свой самый важный и секретный полет — доставил в Лондон и США. Перелет в Великобританию проходил через линию фронта и оккупированную немецкими войсками территорию. Далее Пе-8 с советской делегацией на борту пересек Атлантику, где прошли переговоры в Белом доме. Президент США  был восхищен мастерством советских летчиков и лично пожал руки членам экипажа Пе-8.
В. М. Молотов (в центре, в летном шлеме) в Шотландии в окружении советской делегации. Фото: Public Domain
В послевоенные годы Пе-8 тоже успел послужить: он участвовал в полярных экспедициях и освоении арктических районов страны. На полярные станции Пе-8 доставлял продовольствие, бензин, а один раз даже перевез вертолет Ми-1.
Пе-2: крылья Победы
Во время заключения в специальном КБ Владимиру Михайловичу поручили создать новый самолет на базе двухмоторного высотного истребителя «100» (ВИ-100). Для выполнения задания было отведено 45 суток.
Петляков уложился в срок, и уже 22 января 1939 года новый бомбардировщик под названием Пе-2 был готов к первому полету. Все участники создания Пе-2 получили свободу в 1940 году, а Владимиру Петлякову даже вручили Сталинскую премию первой степени.
Конструкция Пе-2 по прозвищу «пешка» оказалась очень удачной, что позволило за время войны создать 22 модификации бомбардировщика. К примеру, самолет использовался и в разведывательных целях: существовала специальная модификация Пе-2Р. На ней не было бомбардировочного оборудования, но зато на борту находился первый серийный советский авиационный радиолокатор «Гнейс-2».
Пе-2 активно применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, и даже в боях с Японией. За эти годы Пе-2 полюбили летчики, которые говорили: «Наша „пешка“ выходит в ферзи». Можно сказать, что вышла. Пе-2 стал самым массовым бомбардировщиком советского производства: всего за годы войны было выпущено свыше 11 000 самолетов.
Часто именно упоминание о легендарной «пешке» возвращает имя Петлякова из прошлого. И по злому року судьбы еще по одной причине. Владимир Михайлович Петляков погиб в авиакатастрофе 12 января 1942 года, возвращаясь из Казани в Москву на самолете Пе-2.
Видео дня. Слоны на улицах Екатеринбурга
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео