Ещё
Украину сочли инструментом Запада для войны с РФ
Украину сочли инструментом Запада для войны с РФ
В мире
Озвучен "мрачный сценарий" для ЕС из-за ракет США
Озвучен "мрачный сценарий" для ЕС из-за ракет США
Оружие
Трамп получил «важную информацию» с Украины
Трамп получил «важную информацию» с Украины
В мире
«Попытки были»: Кремль о жестких переговорах в Париже
«Попытки были»: Кремль о жестких переговорах в Париже
Политика

Отменить нельзя оставить. Поможет ли авиации освобождение импортных самолетов от НДС? 

Отменить нельзя оставить. Поможет ли авиации освобождение импортных самолетов от НДС?
Фото: РИА "ФедералПресс"
Успеть до 2023 года
В этом году может рассмотреть внесенный в нее правительством законопроект, предусматривающий освобождение от уплаты от налога на добавленную стоимость (НДС) ввоза на территорию гражданских воздушных судов.
Ранее, 13 июня, на данную тему на заседании правительства высказался премьер-министр страны . «Сегодня в российских авиакомпаниях эксплуатируется существенная доля иностранных самолетов, и зарегистрированы они за рубежом. Эту ситуацию мы намерены исправить», — заявил он.
По словам премьера, нулевую ставку НДС предлагается применять и при продаже самолетов, и при их передаче в лизинг. Правда, речь идет о воздушных судах, зарегистрированных в государственном реестре. Для авиакомпаний, которые имеют самолеты, зарегистрированные за пределами России, предусматривается переходный период до 1 января 2023 года. В течение него НДС на «прописанные» в зарубежных реестрах самолеты и перерегистрируемые в России взиматься не будет.
Кроме того, в законопроекте предусматривается освобождение от НДС для импорта авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих, которые нужны для производства, модернизации либо же ремонта в России гражданских воздушных судов. «Это позволит снизить издержки авиастроителей», — отметил Дмитрий Медведев.
Проблеме не первый год Отраслевые эксперты указывают, что проблема регистрации самолетов назрела давно. «Порядка 95% самолетов, эксплуатируемых в России, зарегистрированы в иностранных юрисдикциях, и российские регуляторы, в первую очередь , не имеют возможности осуществлять полноценный контроль за состоянием этого парка судов, так как эти функции возложены на страну регистрации самолета», — говорит , инвестиционный стратег «БКС Премьер».
Сходной с ним точки зрения придерживается и директор по стратегии «Финама» : «Это даст возможность соответствующим органам контролировать их состояние, порядок, сроки и качество технического обслуживания. Согласно международным правилам, эти вопросы возлагаются на страну регистрации воздушного судна, а значит, российские регуляторы власти не имеют сейчас такой возможности, так как большинство самолетов, которые эксплуатируются в стране, зарегистрированы в других странах. В случае принятия данного документа это может побудить перевозчиков регистрировать суда в России, что усилит контроль над состоянием воздушных судов».
Действительно, контроль за техническим состоянием самолетов не помешает усилить. Пожар на борту Sukhoi Superjet 100, произошедший в мае в подмосковном и унесший жизни 41 человека, — наглядное тому подтверждение.
Перевозчики российские, самолеты бермудские
Есть еще один нюанс, связанный с освобождением ввоза самолетов от НДС, — финансовый. Обычно воздушные суда приобретаются российскими перевозчиками в лизинг и при стоимости лайнера 75–100 млн долларов им надо еще платить НДС по ставке 20% (или 15–20 млн долларов соответственно). Через 10–15 лет эксплуатации любая авиакомпания может продать лайнер назад по остаточной стоимости, сэкономив тем самым немалые деньги. Однако остаточная стоимость самолета, зарегистрированного в России, окажется существенно меньше, чем если бы он был «прописан» где-нибудь на Бермудских островах. Причина подобного парадокса — несоответствие принятой в нашей стране нормативной базы по поддержанию летной годности лайнеров международным стандартам.
Перевод же самолета из российского реестра в иностранный, чтобы можно было его продать подороже, — задача не из легких: для него требуется получить сертификат летной годности по международным стандартам, а это процесс долгий и затратный. Вот поэтому-то отечественные авиакомпании и предпочитают при покупке самолетов сразу же регистрировать их за рубежом во избежание лишних хлопот в будущем. Приобретают они их часто тоже c помощью западных лизинговых фирм.
Маленькая хитрость
Впрочем, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. «Непонятно, насколько отечественные авиаперевозчики готовы вносить в реестр суда иностранного производства, поскольку уже обладают льготой по уплате НДС, и как поведут себя зарубежные лизингодатели, которые ранее отказывались от перерегистрации, мотивируя это различиями российских норм летной годности по сравнению с международными», — указывает Александр Бахтин.
По его словам, в настоящее время в России действует режим временного ввоза иностранных воздушных судов. Согласно его условиям, зарубежные самолеты, эксплуатируемые в нашей стране, НДС не облагаются. Действие режима должно завершиться в 2020 году.
«Все обсуждение отмены НДС крутится вокруг этого временного режима — продлевать его или нет. Особенность ситуации заключается в том, что в случае отмены режима авиакомпаниям придется платить 20% НДС при покупке каждого нового судна. Поэтому, чтобы сэкономить, они могут попросту прекратить обновлять парк судов», — добавляет Александр Бахтин.
Везли и возить будут
К сожалению, самолеты, производимые в России, пока не стали полноценной альтернативой: авиаперевозчики предпочитают им крылатые машины, выпускаемые или Airbus.
«Гражданская авиатехника, созданная несколько десятилетий назад, не в состоянии полноценно конкурировать с иностранной продукцией, тем не менее ее еще используют. Что касается новых воздушных судов, то здесь ситуация лучше, в первую очередь потому, что они создаются в кооперации с ведущими иностранными партнерами, на основе современных технологий и материалов», — констатирует Ярослав Кабаков.
Впрочем, даже Sukhoi Superjet 100, на который возлагались большие надежды, их не оправдал. «Sukhoi Superjet 100 использовался 15 компаниями, включая , , «Якутию», мексиканский , индонезийский Sky Aviation. Ни одна из компаний не получила от самолета ощутимой экономической эффективности в связи с нехваткой запчастей, из-за чего случаются простои лайнеров», — указывает независимый эксперт .
С ним солидарен промышленный эксперт : «Можно, конечно, установить НДС на все поставляемые к нам лайнеры, будь то европейские, американские или бразильские, в целях стимулирования спроса на самолеты отечественного производства, только подобная мера особо не поможет. Все авиаперевозчики считают деньги, и им нет резона покупать российские лайнеры, уступающие иностранным машинам. Нашему авиастроению в ближайшие годы необходимы серьезные преобразования, чтобы удержаться хотя бы на родном рынке».
Следовательно, в ближайшей перспективе импорт самолетов будет продолжен на фоне недозагрузки мощностей отечественных авиазаводов. И здесь положение дел просто патовое: либо НДС взимать — и тогда авиаперевозчики не будут обновлять парки самолетов; либо не взимать — и тогда ввоз лайнеров из-за границы сохранится. Предложить же машину, не уступающую Boeing или Airbus, российское авиастроение сегодня не в силах.
Фото: pxhere.com
Видео дня. Кайф под партой: детей подсадили на новый наркотик
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео