Войти в почту

Творчество под стук колёс. Как хореограф стала ветераном железной дороги

«Вы же знаете, что первая в мире чугунная железная дорога протяжённостью около двух тысяч метров была построена в 1809 году на Алтае по проекту и под руководством царского инженера Петра Фролова?», – напористо спрашивает Ольга Бучнева. И, кажется, удивляется, если кто-то не слышал, что Змеиногорская чугунка, прослужившая почти четверть века, была первой в мире надземной магистралью виадучного типа со всеми искусственными инженерными сооружениями. Спасибо ДК ЖД Ей легко удивляться: Ольга Николаевна Бучнева - хранитель регионального выставочного центра истории железной дороги Алтайского региона, и об этой истории знает если ещё не всё, то очень-очень много. И часть её разворачивалась буквально на её глазах, хотя по образованию женщина – «чистой воды» хореограф. «Родилась я в Новоалтайске, там же окончила школу № 166, и по сих пор там живу, - рассказывает Ольга Николаевна. - Во втором классе записалась, как тогда говорили, в танцевальный кружок, занималась народными танцами у Александра Ивановича Александрова, и «заболела». Никакого другого рода деятельности она даже не рассматривала, после десятилетки целенаправленно поступила на хореографическое отделение художественного факультета Алтайского государственного института культуры. «А до звания ветерана железнодорожного транспорта я дошла благодаря Дому культуры железнодорожников в родном Новоалтайске,- смеётся женщина. - Во-первых, именно в нём я занималась ребёнком. Во-вторых, туда я пришла работать в 1980 году, ещё учась на втором курсе: Александров, будучи художественным руководителем ДК, попросил взять танцевальный коллектив. «Разрывалась» между занятиями в институте, репетициями со своей «Сибирочкой», выступлениями, но всё было азартно, всё получалось... А все творческие коллективы ДК ЖД – от мала до велика – во все времена не только принимали деятельное участие в праздновании Дня железнодорожника и в дорожных фестивалях самодеятельного творчества, но и «гастролировали» по станциям – не только Алтайского отделения дороги, но и в Новосибирской области. В нашем распоряжении даже был специальный вагон-клуб, так что я ещё в молодости «сроднилась» с железной дорогой». В 1995 году Ольге Николаевне было предложено возглавить ДК ЖД в Новоалтайске, а немногим позже он стал базовым для железнодорожных клубов Бийска, Рубцовска, Камня-на-Оби, Кулунды. Теперь она уже лично отвечала за организацию культурных мероприятий железнодорожников, и за достойное выступление алтайских творческих коллективов на различных фестивалях РЖД. «Многим людям названия железнодорожных подразделений кажутся если не странными, то труднопроизносимыми – ШЧ, ТЧ и так далее, - замечает Бучнева.- А для меня это давно «открытая книга», я хорошо представляю, кто где чем занимается, знаю людей, люди знают меня – практически родные предприятия». Но вот «родного» для неё ДК ЖД как такового давно нет. В начале 2000-х РДЖ стало передавать «непрофильные» объекты муниципалитетам, но тогда Новоалтайску лишний очаг культуры оказался не нужен, и в 2005 году Дом культуры железнодорожников как предприятие был ликвидирован. Увлекательная история Но в Музее истории железной дороги на Алтае, который сразу же предложили возглавить Бучневой, у неё открылось «второе дыхание». «Музей у нас просто замечательный,- рассказывает она – Он был основан по инициативе ветеранов-железнодорожников, в 2003 году его первым директором стала Валентина Егоровна Болтышева. Экспонаты собирали «с миру по нитке». А в 2014 г. на территории локомотивного депо был созданы еще один региональный музей железной дороги (ныне выставочный центр), в состав которого вошел и первый музей. Здесь тысячи уникальных экспонатов. Но мы с коллегами продолжаем поиски, ищем в архивах материалы, относящиеся к нашей железной дороге. Больше десяти лет участвуем в акции «Музейная ночь» и нам не приходится повторяться, всегда есть, что ещё показать и рассказать посетителям». Радость от общения Увлекательное погружение в историю, разработка и подготовка новых экспозиций – это одно. Но от Бучневой никуда не делась и культурно-массовая работа: организация праздников для железнодорожников, для ветеранов, детских мероприятий (а несколько лет она ещё руководила детским оздоровительным лагерем железнодорожников им.Ю.Гагарина); организация творческих конкурсов и фестивалей. «Среди работников железной дороги масса талантливых людей: они и поют в разных жанрах, и танцуют в разных стилях, и стихи пишут, и рисуют! – говорит Ольга Николаевна.- И делают это с большим удовольствием, никого не надо «подталкивать». Я счастлива, что я оказалась в этой большой семье железнодорожников, я счастлива, что она меня приняла, что моя профессиональная судьба сложилась именно так. Да что профессиональная? Это 39 лет моей жизни, и я надеюсь ещё долго быть полезной моим коллегам-железнодорожникам и радовать себя общением с ними».

Творчество под стук колёс. Как хореограф стала ветераном железной дороги
© АиФ - Алтай