Ещё

22 июня 1941 года в Киеве: день, который нельзя забывать 

22 июня 1941 года в Киеве: день, который нельзя забывать
Фото: Украина.ру
«Двадцать второго июня ровно в четыре утра бомбили, нам объявили, что началася война» — пел  на мотив «Синего платочка» уже очень скоро после описываемых событий. И это было невероятно трогательная в своем единении вокруг общей большой беды песня. В самом деле, красавец Киев с 1934 года — когда столица Советской была перенесена из  — фактически родился заново в очередной раз. Правительственные здания, дворцы культуры, жилые кварталы со школами и детскими садами выросли, как в сказке. И вдруг, по всей этой красоте — бомбами! Весь советский народ был шокирован. На момент начала Великой Отечественно войны, театр военных действий которой располагался на европейской части Союза ССР, в Киеве проживало около 850 тысяч человек (перепись 1939 года). После освобождения в 1943 году — 180 тысяч человек. Кроме тех, кто ушел на фронт и был эвакуирован в глубокий тыл, за годы оккупации погибли десятки и сотни тысяч киевлян. Казалось бы, в таком городе память о трагедии должна быть вечной. Но нынешняя власть помнит только о своих насущных потребностях, в связи с чем на легендарных днепровских склонах начато строительство второй — и не последней — очереди мемориала Голодомора, стоимость которой (включая VIP-кафе и прочие неподобающие месту локации) вдруг возросла с 800 млн гривен до полутора миллиардов.
А в непосредственной близости от этого «праздника на костях» — Музей, который ранее назывался Великой отечественной войны, а сейчас — истории Украины во Второй мировой войне. Дрейф национальной истории из, так называемого, «русского мира» к так понимаемым «западным ценностям» начался не сегодня. Но именно сегодня тот день, когда особо стоит обратить внимание на этот замечательный во всех смыслах, музей.
Во-первых, его доминантой является монумент Родине-матери. Кто бы в последнее время не посягал на его демонтаж — стоит геройски, как было завещано. Правды ради надо сказать, что поздне-советские киевляне его не любили, обзывали «бабой» и считали, что монумент портит вид на Киево-Печерскую лавру с левого берега, если ехать по «советами» же построенному мосту Метро в поездах советского же производства на работу в советские учреждения правого берега — вузы, библиотеки, министерства, музеи и, чего скромничать, многочисленные ранее конструкторские бюро, на заводы и фабрики. Сейчас монумент пытаются приукрасить-приспособить под нужды поп-арта без особого сопротивления киевской общественности — да и сколько сейчас тех коренных киевлян в том Киеве?.. Поэтому фотокомпозиция сложилась сама собой — монумент сейчас один на дуэли со временем.
Во-вторых, скульптурная группа на прилегающей площади, по-прежнему, нацелена по-боевому. По крайней мере, рывок в сторону танка в национальных цветах не оставляет сомнения в том, что предки, мягко говоря, недовольны.
В-третьих, на площадке боевой техники — как у великого поэта: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…». Потому что тут и машины прошлого, и настоящего, и воевавшие с немецко-гитлеровскими армадами, и с ополченцами Донбасса, но все равно, преимущественно, советских образцов — других в армии Украины не наблюдается.
В четвертых, в центральном холле Музея — экспозиция про участников АТО на Донбассе. То есть, не то что к Великой отечественной, но даже ко Второй мировой эта выставка с иконами на снарядных ящиках (!) никаким боком. Однако, беззастенчиво утянутое у прошлого «все для фронта, все для победы» работает на новый лад. Вспомнилось, как на патриотических постерах недавно встречался лозунг: «Есть такая профессия — родину защищать!», что зрителям фильма «Офицеры» знакомо с детства, а вот для новобранцев нынешней украинской гражданской войны выглядит свежо и креативно.
В-пятых, можно сменить вывеску, можно перекрасить стены, переписать таблички, но суть музея, как оказалось, выхолостить пока не удается. В экспозиции встречаются такие экспонаты — да что встречаются, если они повсеместно! — что сомнений никаких не остается: это была Великая война, это был Подвиг великого народа, цена за Победу заплачена Огромная, потому и память должна быть Вечная.
Смотрите сами: гильотина из Вроцлавской тюрьмы и костедробилка для изготовления удобрения из Яновского концлагеря подо Львовом…
А вот сцена перехода из бесстрашия — в вечность.
А вот личные вещи одного из участников таких сражений — как видно, «георгиевская лента» была в почете и в те времена, и демонстрируется сейчас в Музее истории Украины во Второй мировой войне несмотря ни на что!
Много в экспозиции и личных вещей и наград прославленных советских военачальников — этнических украинцев, среди которых признанные и нашими союзниками Сидор Ковпак и Филипп Жмаченко.
Интересно то, что не только высокие военные чины были удостоены аналогичных наград, но и много героев пониже рангом — об этом свидетельствует список 182-х отмеченных британскими орденами и медалями.
А вот очень трогательный привет и сочувствие от женщин Бирмингема — женщинам Киева, переданный через супругу посла Советского Союза в Лондоне Ивана Майского.
Наконец, очень знаменательный документ — о вручении городу-герою Киеву медали «Золотая звезда», датированный 08 мая 1965 года, то есть накануне празднования 20-летия Великой Победы.
Конечно, самым ярким свидетельством того, что никто не забыт, и ничто не забыто в этом музее, является инсталляция со Знаменем Победы.
На этом краткий обзор экспозиции можно было бы и закруглить, если бы не еще пару документов — скромных по виду, но не менее величественных содержанием: подтверждение того, что настоящая церковь всегда со своим народом — и во дни празднеств, и во дни тягот и лишений.
А в завершение темы, которую никому и никогда полностью не завершить — стихотворение, отмеченное недавно Союзом писателей России медалью в честь 125-летия со дня рождения Владимира Маяковского. Автор — выпускник Донецкого политехнического института, который живет, работает и творит в Германии (что примечательно!) Вячеслав Сафронов:
Выпускной сорок первого года. На натертом до блеска паркете Под негромкие звуки фокстрота Танцевали вчера еще дети. У июня особенный запах. Васильками настояно лето. Непривычно серьезные папы В гимнастерках защитного цвета. Репродуктор. Немые вопросы. Белый пух с тополей, как снежинки, Золотистые мамины косы Покрывает седой паутинкой. на помятой картонке, Алый кант на зеленой петличке. Двадцать первого — просто сестренки, А сегодня уже медсестрички. Марш славянки, короткие стрижки. Уходили от мам в воскресенье Повзрослевшие за день мальчишки Двадцать третьего года рожденья. У июня другие рассветы. Не назначены новые встречи. Календарь сорок первого лета Перекрестием черным отмечен. Школьный зал, аттестат, выпускницы В белых платьицах модного кроя. Летний день, довоенные лица. Воскресенье. Двадцать второе.
Видео дня. Бузова похвасталась элитной квартирой за 120 млн рублей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Видео
Больше видео