Войти в почту

Поддержки федерального центра попросил губернатор Иркутской области Сергей Левченко в вопросе установления границ Прибайкальского нацпарка. Соответствующее письмо глава региона направил министру природных ресурсов и экологии России Дмитрию Кобылкину. В нем Левченко настаивает: планируемое расширение границ особо охраняемой территории «приведет к дополнительным административным барьерам», но самое главное — на спорных землях «социальная напряженность накаляется с каждым днем».С федеральной помощьюМинприроды России во вторник, 18 июня, опубликовало на портале проектов нормативно-правовых актов проект постановления кабмина. В соответствии с ним, к территории Прибайкальского национального парка намерены присоединить три участка общей площадью 15 тыс. гектаров, 6,1 тыс. из которых относятся к земельному фонду. Речь идет об участке на правом берегу реки Большая Олха, местности от верховья реки Дабат до устья реки Аланка, а также побережье острова Ольхон.Реакция от правительства Иркутской области последовала незамедлительно. Еще в мае, при первом представлении данного проекта, документ вызвал социальную напряженность среди жителей территорий, которые могут войти в состав особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения. Теперь же последствия могут быть еще более серьезными. Предваряя их, губернатор региона Сергей Левченко направил официальное письмо на имя министра природных ресурсов и экологии России Дмитрия Кобылкина.— Социальная напряженность накаляется с каждым днем, жители готовы выйти на улицы и отстаивать свои права в протестных акциях, — значится в обращении главы области. — Включение населенных пунктов в границы национального парка приведет к дополнительным административным барьерам, а также будет существенным сдерживающим фактором как для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, так и в целом для социально-экономического развития региона.Кроме того, новый проект ставит под угрозу исполнение поручения президента России в части установления границ населенных пунктов центральной экологической зоны Байкальской природной территории и реконструкции дороги на острове Ольхон. Под вопросом оказывается и выполнение поручения Правительства РФ о строительстве спортивного тренировочного центра по подготовке сборных команд страны по художественной гимнастике в местности «Камыши-1» Ольхонского района.Дело в том, что федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» запрещает на территории нацпарков возведение любых объектов капитального строительства, связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство и эксплуатацию хозяйственных и жилых объектов, предоставление земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.«На основании изложенного прошу Вас, уважаемый Дмитрий Николаевич, поддержать Иркутскую область в части исключения территорий, занятых населенными пунктами, дорогами, линиями электропередач и другими коммуникациями из границ Прибайкальского национального парка, в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, снятия социального напряжения, соблюдения баланса интересов государства и граждан, урегулирования разногласий в части использования земель, установления границ населенных пунктов, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории», — написано в обращении губернатора.Со своей стороны, как подчеркнуто в письме, региональное правительство еще в 2018 году определило правообладателей земельных участков на территории, предполагаемой к включению в границы нацпарка. ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» подготовило обоснования расширения территории ООПТ за счет включения природоценных участков и исключения территорий, занятых населенными пунктами, дорогами, линиями электропередач и другими коммуникациями.На низком стартеОтвета федерального ведомства еще не последовало. Неизвестны пока и сроки, когда проект постановления об уточнении границ Прибайкальского нацпарка может быть принят. Не дожидаясь их, правительство Иркутской области принимает все возможные меры для исполнения поручения президента РФ по реконструкции дороги на Ольхоне.Так, уже известно, что аукцион на проведение капремонта участка дороги на острове с 153 по 159 км будут объявлены в августе этого года. Уже получено положительное заключение госэкспертизы по данному объекту.Министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина пояснила, что сроки проведения работ на этом объекте были перенесены на более ранний период по поручению губернатора. Изначально по утвержденной областной госпрограмме «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» финансирование планировалось с 2020 по 2022 годы на общую сумму 357,4 млн руб. «Сейчас все изменения в госпрограмму уже внесены», — заметила министр.Также в этом году планируется объявить конкурс на выполнение проектных работ по реконструкции дороги, проходящей непосредственно через поселок Хужир. Напомним, от паромной переправы до 153 км планируется провести реконструкцию, со 153 по 159 км — капитальный ремонт, и 5 км от Хужира до Харанцов будут реконструированы.Разработку проектной документации с получением заключений государственной экспертизы на реконструкцию трассы Хужир—Харанцы планируется завершить в феврале 2020 года, дороги Баяндай—Еланцы—Хужир — в июне 2020 года.Чтобы уложиться в заявленные сроки, региональному правительству необходимо провести большую подготовительную работу: необходим дополнительный отвод и постановка на кадастровый учет земельных участков для прокладки трассы, а также для площадок под размещение асфальтобетонного завода и хранение дорожно-строительных материалов.Границы отвода земель еще в сентябре 2017 года были переданы в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Планируется, что до конца июня министерством имущественных отношений Иркутской области будет направлено обращение в Росимущество с заявлением о передаче указанных земельных участков в собственность Иркутской области.Также правительством Иркутской области в Минприроды РФ направлялись письма о согласовании основных технических решений. Ответ федерального министерства до сих пор не получен.Требуются и изменения в федеральное законодательство, в частности об ООПТ. Как минимум необходимо, чтобы при строительстве/реконструкции автомобильных дорог в районе ООПТ было разрешено размещение АБЗ с площадкой для хранения дорожно-строительных материалов. Естественно, с соблюдением всех требований законодательства в сфере экологической безопасности, например о дальнейшей рекультивации.

В поисках решения
© Аргументы Недели