Войти в почту

Предъявите лицо: как банки собирают биометрические данные

С запуском Единой биометрической системы (ЕБС) банки приступили к сбору биометрических данных клиентов. Считается, что это значительно упростит жизнь гражданам, позволяя получать банковские услуги удаленно и в максимально короткие сроки. Однако на тему ЕБС представители банковского сектора в Приморье разговаривают крайне неохотно. Почему? Для банков или для людей? Понятие удаленной идентификации звучит так: это механизм, позволяющий физическим лицам получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность в любом подключенном к системе банке с помощью биометрических персональных данных. Идентификация россиян будет осуществляться с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и с подтверждением биометрических данных в ЕБС. С 30 июня 2018 г. оператором системы стал «Ростелеком». В задачи компании входит обеспечение сбора, обработка и хранение биометрических персональных данных, а также проверка соответствия данных первично сданным биометрическим образцам. С одной стороны, ЕБС открывает новые возможности для людей — большинство банковских продуктов будет доступно без посещения офиса. С другой — не все российские кредитные организации довольны политикой навязывания новой услуги. А большинство россиян просто не готовы предоставлять свои биометрические данные, опасаясь очередного подвоха со стороны банковского сектора. «Основная задача биометрической системы — облегчить работу банков и процесс оформления финансовых продуктов для клиентов. Теперь, чтобы определить личность клиента, не обязательно требовать паспорт — достаточно сопоставить голос и лицо с записями в базе, — рассказали в пресс-службе банка «Открытие». — Клиент банка может оформить любой продукт. Например, вклад или кредит — в любое время и в любом месте по телефону или в интернет-банке. В перспективе банковские услуги станут доступнее людям из удаленных регионов, где выбор банков ограничен или отсутствует». Снять данные В России удаленная идентификация начала работу почти год назад. Жители дальнего Востока могут сдать биометрические данные в 234 отделениях 33 банков. Большая их часть сосредоточена в Приморье, Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия). В целом по стране регистрацию биометрических данных клиентов для последующей удаленной идентификации осуществляют более 5,2 тыс. отделений 151 банка. Банки будут постепенно обеспечивать в своих структурных подразделениях сбор биометрических данных по мере готовности их технологической инфраструктуры. К 30 июня 2019 г. такой сервис должны предоставлять не менее 60% филиалов банка в каждом регионе присутствия, а до конца 2019 г. — все 100%. Но насколько в действительности ЕБС нужна банкам и их клиентам? Пока с помощью системы удаленной идентификации человек сможет открывать счета и вклады, совершать денежные переводы и брать кредиты в банках дистанционно. Предполагается, что в будущем с помощью российской системы удаленной идентификации можно будет получить доступ и к другим финансовым услугам, в частности к страхованию. «После сдачи данных можно воспользоваться ими для удаленного доступа ко многим банковским услугам. Сделать это можно в интернет-банке или мобильном приложении банка — участника системы. Во втором случае также нужно будет установить дополнительное приложение для доступа к ней, — объяснили в банке «Открытие». — Чтобы воспользоваться биометрией для оформления банковского продукта, например, вклада или кредита, нужно будет указать свой логин и пароль в ЕСИА, произнести кодовое слово и показать в камеру свое лицо. Система сопоставит данные с имеющимися образцами, после чего сообщит о результатах. Если они совпадут, то банк продолжит оформление продукта». КАК У НИХ «Технология удаленной идентификации не создает ограничений в существующих подходах и процессах банков, она ничего не будет усложнять и призвана предоставить людям новые возможности. В первую очередь, это касается удаленных регионов, где сейчас недоступны банковские услуги. У людей появится возможность открывать счета (получать карты, кредиты, открывать вклады) полностью дистанционно, — сообщили в банке «Хоум Кредит». — Если человек изъявил желание получать услуги удаленно, необходимо посетить банк и потратить около 10–15 минут. Сначала нужно всего один раз прийти в свой банк для регистрации фото лица и записи голоса в Единой биометрической системе. Сотрудник банка поможет ему зарегистрироваться на портале госуслуг в ЕСИА, если раньше пользователь там не регистрировался. После этого сотрудник банка снимает биометрические данные — фото и запись голоса клиента — и загружает их в Единую биометрическую систему. Для получения банковских услуг нужно всего лишь ввести логин/пароль портала государственных услуг и произнести сгенерированную системой короткую контрольную фразу, глядя в камеру смартфона или компьютера. Таким образом, клиент может больше не приходить в отделение и получать банковские услуги не выходя из дома». Фейс-контроль Но при всех плюсах ЕСБ на сегодняшний день лишь немногие клиенты стремятся сдавать свои биометрические данные. Эксперты считают, что это связано с недостаточной популяризацией данной услуги среди населения и некоторыми предубеждениями. Но передача биометрических данных гражданина с его мобильного телефона, планшета, ноутбука или компьютера в Единую биометрическую систему надежно защищена от взлома и утечек с помощью российских криптографических средств. Так утверждают эксперты Банка России. «В настоящее время завершается создание мобильного приложения для удаленной идентификации со встроенными криптографическими средствами защиты информации, которое будет соответствовать всем требованиям законодательства РФ в сфере защиты информации. Биометрические данные физических лиц будут храниться в зашифрованном виде в обезличенной форме отдельно от других идентификационных данных, таких как Ф. И. О., паспорт, СНИЛС и т. д. Персональные данные будут храниться в ЕСИА, биометрические — в Единой биометрической системе. Связка между системами будет осуществляться по технологическому идентификатору ЕСИА», — дает разъяснение регулятор. Биометрические данные необходимо обновлять каждые три года. Если серьезные изменения во внешности произошли раньше указанного срока, желательно сразу пройти повторную личную идентификацию в банке. Михаил Чупрынин, директор Центра блокчейн-технологий во Владивостоке: «Несмотря на то, что любая новая технология связана с определенными рисками, методы технологии распознавания лиц и голоса обычно работают хорошо. Даже если лицо изменилось — растолстел, похудел, скорректировал форму носа и так далее, такое изменившееся лицо программа распознает по ряду основных признаков, проблем возникнуть не должно. Если программа будет работать через платформу блокчейн, в надежности которой сомневаться не приходится, это, безусловно, облегчит жизнь как банкам, так и их клиентам». Не хочется, а надо Право проводить удаленную идентификацию есть у всех лицензированных российских банков, работающих с частными клиентами и являющихся участниками системы страхования вкладов. Однако далеко не все банки пока готовы подключиться к ЕБС. Как рассказали «К» источники, «удовольствие» это недешевое. Цена подключения банка к ЕБС начинается с 3 млн руб. за обеспечение киберзащиты и покупку оборудования. Последующее подключение каждого отделения обойдется еще в 130 тыс. руб., годовое обслуживание — в 1,2 млн руб. Поэтому одними из первых к биометрической системе подключились крупнейшие банки страны, для которых такие расходы проходят в рабочем режиме. Правда, комментировать ЕБС они отказались. Известно, что в настоящее время в банке ВТБ работают над внедрением сервиса по заключению договора комплексного обслуживания и открытия мастер-счета клиентом без обращения в отделение банка. Сервис планируется запустить к середине 2019?г. Клиентам будут доступны дистанционное открытие депозитов, накопительных и текущих счетов, проведение платежей, переводов и другие услуги. Также в Приморье сбором данных в рамках ЕБС активно занимается ПАО «Сбербанк». Но первым на российском рынке предоставил возможность оформления POS-кредита с использованием полностью удаленной идентификации на основе Единой биометрической системы банк «Хоум Кредит». Большинство экспертов полагают, что создание Единой биометрической системы является абсолютно логичным шагом, который соответствует тренду глобальной диджитализации услуг. «Когда банки начнут предоставлять услуги дистанционно, когда сформируется стоимость оказания таких услуг, когда появятся дополнительные сервисы, люди почувствуют удобство и выгоду, вот тогда можно ожидать массового интереса со стороны граждан. Развитие биометрии в перспективе 2–3 лет даст новый импульс к развитию дистанционного обслуживания, и не только на рынке финансовых услуг», — уверены специалисты банка «Открытие». КАК СДАТЬ БИОМЕТРИЮ

Предъявите лицо: как банки собирают биометрические данные
© Konkurent.ru