Войти в почту

В НИИ парашютов рассказали RT о новых разработках

В России готовятся к производству новые парашютные системы для безопасного десантирования грузов около 20 тонн. Разработка ведётся московским НИИ парашютостроения. Однако строительство парашютов — технология двойного назначения, поэтому в институте конструируют и гражданскую продукцию, в частности простые и надёжные средства спасения из высотных зданий. RT побывал в НИИ и выяснил особенности разработки и применения новинок. «Штурм» на голову противника В начале этого года Воздушно-десантные войска России получили специальные средства десантирования своих новейших боевых машин — БМД-4М и БТР-МДМ «Ракушка» беспосадочным способом. Разработанные в рамках ОКР «Бахча-У-ПДС» бесплатформенные системы предназначены для десантирования боевых машин с экипажем из самолетов Ил-76. Надёжные купола обеспечивают полную сохранность боевых машин десанта и их готовность к действию сразу после приземления. По большинству своих технических характеристик «Бахча-У-ПДС» не имеет мировых аналогов. Проектирование и разработка этих уникальных систем проводилась в НИИ парашютостроения, входящего в холдинг «Технодинамика» госкорпорации Ростех. За более чем 70 лет своей работы институт аккумулировал колоссальный уровень экспертизы. Здесь, например, решали важнейшую проблему космической программы - безопасного торможения и приземления космонавтов и грузов. Парашютную систему для полёта Юрия Гагарина построили здесь, как и средства для приземления спускаемых модулей многих других космических кораблей. По словам генерального директора НИИ Андрея Рожкова, в интересах ВДВ сейчас готовятся к запуску в серию ещё более комплексные решения, чем парашюты для десантных машин и бронетранспортёров. «Дальнейшее развитие средств десантирования — создание парашютных систем для бронетехники ВДВ массой около 20 тонн, — отметил в разговоре с RT Рожков. — С неба в бой должны вступать приходящие в ВДВ на смену «Ноне» новые самоходные артиллерийские установки «Спрут-М» и «Лотос», мы работаем над этим». Специалисты института сегодня ведут несколько тем и по людским парашютам. Как рассказал генеральный директор института, скоро должно появиться очередное поколение в семействе испытанных систем Д-10. Новое средство десантирования под индексом Д-14 позволит увеличить полётную массу — российский десантник сможет взять с собой больше боеприпасов и просто припасов. В этой системе конструкторами применены ткани с различной степенью воздухонепроницаемости. Это позволило улучшить управляемость парашюта. «В этом году мы планируем полностью пройти весь цикл испытаний, — говорит Андрей Рожков. — В 2020 году система Д-14 может поступить на снабжение российских Вооружённых сил». Ещё одна перспективная разработка отечественных парашютостроителей — семейство низковысотных безранцевых систем «Штурм». Если коротко, то идея в том, чтобы избавить парашютиста от необходимости тратить время на «избавление» от средства десантирования после приземления. Военнослужащий заходит в летательный аппарат, где уже установлено оборудование для десантирования, кстати, весьма простое, недорогое и безотказное в эксплуатации. Его задача: присоединить два крепления. При совершении прыжка купол автоматически выходит из чехла, закрепленного на тросе. На земле десантнику достаточно двумя щелчками отсоединить держащие купол карабины. Такой парашют должны оценить бойцы десантно-штурмовых соединений ВДВ и спецназовцы. При десантировании в зимнем обмундировании уходит достаточно много времени, чтобы освободиться от парашютной системы, приходится снимать оружие. Прыжок со «Штурмом» позволит вступить в бой с противником практически мгновенно. «Другое важнейшее достоинство такой системы — возможность десантирования с высоты 100 и ниже метров, — отмечает Андрей Рожков. — Солдаты противника просто не успеют среагировать на выброску нашего десанта». Спастись из горящей высотки «По сходному принципу действует и наша перспективная гражданская разработка, индивидуальная парашютная система специального назначения «Шанс», — рассказывает кандидат технических наук, парашютист-испытатель 1-го класса Владимир Нестеров. — Она предназначена для экстренной эвакуации людей из небоскребов. «Шанс» ещё спасёт немало человеческих жизней, это очень надёжный парашют, поверьте». «Москва-сити, Грозный-сити, бизнес-центры, гостиницы, многоэтажные жилые дома — в наших городах всё больше высотных зданий, и работающие в них люди, в случае беды, могут оказаться в тяжёлой ситуации, — объясняет значимость разработки Нестеров. — Как и службы спасения: попробуй-ка организовать при пожаре срочный вывод людей из пятидесятиэтажного здания?! А наш «Шанс» позволяет человеку самостоятельно покинуть горящее здание со сверхмалых высот — от 50 метров и выше». «Шанс» прост и его использование не требует специальной подготовки: парашют раскрывается самостоятельно. В комплект системы входит вытяжное звено, обеспечивающее замыкание боковых клапанов и вытягивание куполов, а также ранец с подвесной системой. «У «Шанса» три купола, два основных и один резервный, — продолжает Нестеров. — Площадь каждого — 25 квадратных метра. В штатном режиме парашютная система обеспечивает комфортное приземление человека на скорости 5-6 метров в секунду. Но даже при возникновении нештатной ситуации — зацепились два из трёх куполов за конструкции аварийного здания, сгорели — спасение обеспечит даже один купол. Пожёстче будет «посадка», но эвакуируемый гарантированно выживет». Первый показ спасательного парашюта прошёл летом прошлого года на открытии нового производственного комплекса НИИ парашютостроения в Киржаче. «Работы над «Шансом» в институте стартовали в начале 2018 года, сейчас в полном объёме прошли предварительные испытания, мы выходим на межведомственные, — говорит генеральный директор НИИ Андрей Рожков. — Сертификат на это изделие мы планируем получить уже в конце июля 2019 года». На вопрос RT, есть ли подобные системы спасания людей в других странах, например, в Америке, ответил кандидат технических наук, Заслуженный конструктор РФ Виктор Лялин: «Пытались многие. Получалось дорого, неэффективно, люди гибли. Как бы нас в области парашютостроения ни пытались догнать, мы идём на шаг впереди мировых аналогов». Почему парашюты «строят» Впервые порог института Виктор Лялин переступил 50 лет назад – в 1969-м студентом-практикантом МАИ. На следующий год он был включён в штат. Он прошёл карьерный путь от конструктора до генерального директора, фактически спас уникальную научно-производственную структуру от банкротства в 1990-х, а сегодня продолжает трудиться здесь заместителем гендиректора НИИ парашютостроения по перспективным разработкам. «Наше парашютостроение стабильно идёт на шаг впереди мирового, — заверил он RT. — И по надёжности мы опережаем всех. У российских космических систем на 100 000 приземлений — одна предпосылка к отказу. Не отказ, а именно возможная предпосылка к нему. У людских парашютов — одна предпосылка на 10 000». Виктор Лялин объясняет, почему парашюты не «шьют», а «строят». «Современный парашют — сложнейшее инженерное сооружение. Прошитые специальными лентами купола — это только часть спасательных систем. Для создания каждой из них используются и металлы, и пластик. При производстве используются высокие технологии и наисовременнейшие материалы. Например, тонкая арамидная ленточка шириной один сантиметр выдерживает нагрузку в 450 килограммов». Космические технологии «Наш институт был создан в 1946 году и с тех пор является единственным в России головным разработчиком систем десантирования и спасания различного назначения, — рассказал RT генеральный директор НИИ Андрей Рожков. — Здесь было разработано свыше 5000 видов различной парашютной техники и более 1000 из них внедрено в серийное производство. В этих стенах когда-то была создана парашютная система для приземления первого космонавта Юрия Гагарина, а сегодня наши учёные и конструкторы проводят испытания парашюта для будущего космического корабля «Федерация». Корабль должен прийти на смену пилотируемым «Союзам» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Его ещё нет, а средство приземления для него — уже практически готово. Парашютная система сейчас успешно проходит натурные испытания на нашей базе в Киржаче». Кстати, в начале 2000-х годов именно российский НИИ парашютостроения выиграл международный тендер - его специалисты сконструировали парашют для тяжелой ракеты-носителя Европейского космического агентства «Ариан-5». Площадь уникального парашюта, который плавно опускает на землю разгонный блок весом 40 тонн, почти 2000 квадратных метров. Космическая тематика — только одна из составляющих в работе НИИ парашютостроения. Здесь осуществляет полный цикл создания парашютных систем всех типов: спасательных, десантных, спортивно-тренировочных, посадочных тормозных и противоштопорных для авиации, грузовых, для беспилотных аппаратов. Спрос на такие высокотехнологичные решения будет сохранятся, пока человек будет продолжать полёты и пилотируемые запуски. Поэтому сегодня конструкторы института продолжают совершенствовать проверенные парашютные системы и создавать совершенно новые модели.

В НИИ парашютов рассказали RT о новых разработках
© RT на русском