Ещё

Директор Strelka Architects Дарья Парамонова — о том, стоит ли боятся того, что происходит на Хохловской площади 

Директор Strelka Architects Дарья Парамонова — о том, стоит ли боятся того, что происходит на Хохловской площади
Фото: Strelka Magazine
Хохловскую площадь, как и другие пространства, пережившие реновацию, задумывали как приятный фон для размеренной жизни. Однако за год существования «Ямы» её характер сильно изменился. Директор Strelka Architects объясняет, почему Хохловская площадь не стала местом для тихих прогулок.
«вечеринка, которая вышла из под контроля»
«Хохловская площадь — одно из самых успешных с точки зрения реализаций в программе «Моя улица» общественных пространств города. Во-первых, это отвоёванное наследие. История города не в мумифицированном виде и не пожертвованная туристам. Во-вторых, это один из немногих проектов, реализованных без строительных компромиссов, с новыми, ранее не применявшимися в городской реконструкции материалами. В-третьих, это пример трансформации территории отчуждения в действительно доступное место даже для тех, кто раньше не мог попасть сюда в силу малой мобильности.
Дарья Парамонова
Последние два года Хохловская площадь имеет заслуженный и отмеченный успех, её используют для сьёмок, поедания пицц, прогулок с шатающимися карапузами, наблюдения «как похорошела ». В общем, площадь встроилась в город и в ткань бульваров, создавая нужную ауру благородства европейского города, как и было задумано.
По плану на площади, спроектированной по принципам северо-американских и европейских реконструкций, как и на всех других пространствах, должна была протекать размеренная жизнь горожан: приятная прогулка на приятном фоне. Однако эти планы нарушила ворвавшаяся реальность. Достаточно оказаться вечером на бульваре, чтобы убедиться в изменениях: благородную аудиторию потеснили молодые и дерзкие нарушители духа старой Москвы. Площадь почти с идеальной репутацией стала местом с совершенно другой энергией и наполнением.
Основным действующим лицом в амфитеатре стала выразительная молодежь, которая пришла просто попить пива, но параллельно сформировала одну из самых типичных функций площади — функцию социального протеста. Но стоит ли боятся того, что происходит в яме?
Площадь, как и её реконструкция, безусловно, форма проявления власти, как экономической, так и политической. Cопротивление и противостояние этой власти и есть та сила, благодаря которой горожане отвоёвывают себе право голоса.
Cейчас мы видим результат трансформации и эволюции городского сообщества, процесс его самоопределения и проявления в городском пространстве. Мешающие, шумящие, портящие площадь (на самом деле, адаптирующие её под себя), как и те, кто приходит туда установить другие правила поведения, представители городских сообществ, пытающиеся определить границы пространства, его прочность и пределы. Само пространство тоже обладает параметрами, которые провоцируют появление там именно такой аудитории. Амфитеатр идеальное место, чтобы смотреть и быть увиденным. Это именно то, что так необходимо в момент самоопределения. Это же пространство позволяет увидеть и почувствовать энергию, которую создает скопление людей. В итоге, мы видим на Хохловской площади вечеринку, которая вышла из под контроля.
Момент, когда на такую вечеринку врывается милиция, отчасти вписан в рамки жанра, однако город это не квартира. На этом фоне агрессивный ОМОН выглядит беспомощно, проявляя самый рудиментарный способ контроля над пространством, силой навязывая свои правила, которые уже не распространяются на это место. Старый метод контроля — агрессивный и неуместный, а как контролировать порядок по-новому — они не знают.
Антрополог и руководитель группы исследователей публичных пространств в высшей школе Городского университета Нью-Йорка Сета Лоу в течение 25 лет исследовала две городские площади в столице Коста-Рики Сан-Хосе, их повседневную жизнь, историю и архитектуру. Итогом её исследования стала книга «Пласа», где Лоу описала, как сегодня устроена взаимосвязь городских площадей, культуры и демократии.
По мнению Лоу, главная социальная функция общественного пространства связана не развлечениями и отдыхом, а скорее с сохранением культурного разнообразия и демократической политикой.
По словам антрополога, « площадь — это пространство гражданской активности, в котором происходят попытки сопротивления социальному контролю со стороны государства и местных властей…». Сета Лоу утверждает, что «в дискуссиях об общественном пространстве проявляется конфликт различных культурных ценностей и представлений о надлежащем поведении и общественном порядке, скрытый в самом пространстве».
На Хохловской площади с одной стороны, мы видим грубо и не всегда толерантно бунтующих против любых правил людей, с другой — попытки установить правила, сформулированные по абстрактным заповедям. И то, и другое формы проявления социального контроля над пространством. Только в одном случае его провоцирует само пространство, и это данность — ведь пространство устанавливает свои правила. В другом — контроль, который может кого-то удержать лишь в короткий момент, ведь общих правил больше нет.
Одиночество в мегаполисе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео