Войти в почту

Палехские узоры и богородская игрушка могут появиться на улицах российских городов

Сегодня закон ограждает от подделок только товарный знак, то есть готовые изделия. При этом художественные особенности, отличающие, например, семёновских мастеров от богородских или палехских: уникальная роспись, орнаменты, стилистика исполнения — законом не охраняются. Отсюда — огромное количество товаров «под гжель и хохлому», заполонивших рынок. Меры защиты народных промыслов и способы использования их на законных основаниях при оформлении городского пространства предложили на «круглом столе» в Госдуме, организованном Комитетом палаты по культуре. Как появляются подделки Палехская лаковая миниатюра, городецкая игрушка и семёновская матрёшка известны далеко за пределами нашей страны. Между тем легальные производители вынуждены годами судиться с компаниями и отдельными предпринимателями, которые без зазрения совести используют узнаваемые образы в «авторских» коллекциях одежды или при оформлении ресторанов и магазинов. Современные компьютерные технологии позволяют срисовать любую картинку. А вот защитить авторское право на знаменитые узоры на узнаваемом фоне — совсем непросто. На одно из заседаний суда директору предприятия, занимающегося росписью, Елене Краюшкиной пришлось прийти вместе с художником. Он прямо в зале нарисовал растительный орнамент, отличающий хохломскую посуду и игрушки от изделий других мастеров. Только получив такие неопровержимые доказательства, суд вынес решение в пользу правообладателей. Если бы авторское право было защищено, начиная от рисунка и орнамента, а те, кто его используют, платили отчисления правопреемникам жостовских и палехских мастеров, то контрафакта на прилавках было бы гораздо меньше, а полученные средства шли на развитие ремёсел, утверждают представители организаций народных промыслов. Сегодня помощь от государства таким предприятиям ограничивается выделением субсидий. Но на всех бюджетных средств не хватает — по данным Ассоциации народных художественных промыслов России, средства получают всего 22 процента организаций. Из-за низкой зарплаты молодёжь не горит желанием учиться росписи и лепке. Необходимы законодательные решения, которые позволят организациям — правопреемникам гжельских и палехских мастеров быть конкурентоспособными, сохранить трудовые коллективы и платить сотрудникам достойную зарплату, считает директор центра поддержки предпринимательства и народных художественных промыслов Елена Кувшинова. Каждый промысел станет эталоном На 17 процентов за последние 5 лет сократился объём производства народных промыслов.Такой механизм, как стало известно на «круглом столе», разрабатывает Минпромторг. Инициатива ведомства направлена на пресечение контрафакта и незаконного использования художественных решений народных промыслов лицами, которые не имеют отношения к отрасли. Законопроект предполагает создание реестра образов народных промыслов. «Для этого технологию каждого промысла опишут как эталон, а затем будут смотреть, насколько она соблюдается изготовителями», — пояснила замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадырова. Авторы документа также намерены ввести в законодательство понятие «оригинальная продукция народных художественных промыслов» и поправки, обеспечивающие особую охрану художественных образов Палеха, Жостово и других известных промыслов. В Госдуме поддерживают идею о защите художественных промыслов и предлагают использовать их, разумеется, на законных основаниях в оформлении российских городов. По мнению главы Комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, уникальные графические и цветовые решения, отличающие Палех, Гжель, Жостово, Хохлому, Городец и Златоуст, необходимо гармонично вписать в современное публичное пространство. «Нужно вернуть это в общественное сознание, в повседневный культурный обиход. Такая стилистика приятна глазу, создаёт повсюду ощущение родного дома и благоприятной, безопасной среды», — считает парламентарий. Детская площадка, уверена она, оформленная в традициях богородской игрушки, гораздо лучше влияет на психику ребёнка, чем выкрашенные в яркие цвета горки и качели. Первоочерёдные вопросы, которые, по мнению Елены Ямпольской, необходимо решить на законодательном уровне, — кто должен получать деньги за использование художественных образов: предприятие или территория, где развиты такие промыслы, и как добиться, чтобы они вкладывались в сохранение и развитие лучших художественных традиций. Ответы на эти вопросы, как рассчитывают парламентарии, будут содержаться в резолюции, положения которой могут стать основой для будущих законопроектов.

Палехские узоры и богородская игрушка могут появиться на улицах российских городов
© Парламентская газета