Войти в почту

От чего так берёзы шумят в Костроме?

Березовый сок с мякотью Вот она – газета «Молодой ленинец» за 1964 год; как указано, орган Костромских промышленного и сельского обкомов ВЛКСМ, выходившая в 1956-1991 гг, сообщает пресс-служба ГАНИКО. А в номере от 7 июня 1964 года находим целую полосу, посвященную малоизвестному нынешней российской общественности празднику «Русская березка»! Этот праздник совсем еще юный, ему не больше 2-3 лет, он только начинает завоевывать популярность в некоторых местах…, – сообщает безымянный журналист. Установление новой весенней даты, заметим, приветствует, а также воспевает родную природу ни кто иной, как уважаемый и просто отличный писатель и журналист Константин Паустовский – это вызывает доверие. У праздника, между прочим, есть и позывные, они же «музыкальная эмблема» и «мелодический сигнал» на мотив народной песни. Никогда не догадаетесь какой, потому подскажем: «Во по-лебе-рёз-ка сто-яла…». И вообще, если не вчитываться в тексты заметок и ограничиться просмотром картинок, то вроде бы и ладно. Незамысловатые «Пословицы и поговорки», элегичныеи плакучиестихотворные строчки о «зеленом друге». Вот рисованные девушки в «деревянных» нарядах а-ля березка, еще изделия из бересты – курица, космонавт и пр. В материале «Игры на лесной поляне» находим необычные, тематические забавы: «Березовая бита» (не подумайте плохого – это для городошников) и «Березовый кросс» вокруг трех берез. А еще «Березонька, выручай». Водящий – «медведь», старается «догнать и осилить каждого, прежде чем тот успеет спастись». Но выручает березка – ее надо коснуться и тебя уже преследовать нельзя. Впрочем, товарищи, это частности, а так все чин чином: такой себе «флешмоб» советского образца для деток, октябрят и пионеров, а также их родителей. По мысли устроителей, начнется праздник с того, что «пройдя утром (хочется верить, что не ранним и не субботним/воскресным!) по улицам с барабаном и горном, пионерский отряд возвестит начало праздничного дня». Это уже чуть-чуть напрягает и несколько настораживает. Ну-ка, ну-ка. Ага, вот, во вступительной части читаем«Русская березка» – праздник, поэтизирующий коммунистический труд… Пусть новые советские обычаи сольются с добрыми старинными традициями – это только поможет новому безрелигиозному празднику активно противостоять религиозным праздникам и престольным дням с их вредными ритуалами, пьянками, прогулами». А в уголке «березовой» полосы мелкими буквами сообщается: «Перепечатано из журнала «Культурно-просветительская работа» №3 за 1963 год». «Вот с этого и надо было начинать», –как резонно заметил бы советский шпион Штирлиц… {related} Пик хрущёвской антирелигиозной кампании, названной так по имени тогдашнего руководителя СССР и состоявшей в очередных гонениях на религию и Церковь, пришёлся на 1958-64 годы. В отличие от эпохи «воинствующего атеизма» (1920-30 гг.), когда самых «злостных» верующих просто уничтожали физически, в годы «научного атеизма» (1950-1980) православных предпочитали стыдить и отваживатьот «пережитков капитализма в сознании и поведении». Эта работа была возложена на КПСС, контролируемое партией общество «Знание» и на структуры культпросвета, печатным органом которых и являлсяупомянутый выше журнал… Возвращаемся из «центра» домой, и из того же «Молодого ленинца» узнаем, что «березовый почин», как того просила (читай – требовала) газета, был поддержан в области.В следующих номерах сообщается, чтоотличившимся на посевной работникам колхоза «Новый путь» Судиславского района объявят благодарности, вручат подарки, а в клубе на празднике «красавицы-березки» будет концерт, с исполнением местным женским хором популярной песни «Выходил на поля молодой агроном». Рубрика «Нам сообщают» повествует, что эстафету подхватила Нерехта. Там, в колхозе имени Свердлова высажены деревца и через несколько лет зашумит березовая роща. А в колхозе имени Горького «Праздник весны стал традиционным. Здесь отказались от религиозных обрядов и заменили их новыми, советскими». А вот вести из Галича. «Еще в прошлом году люди приезжали в Иванково на праздник всех святых.Нынешней весной на бригадных собраниях колхозники решили вместо всех «святых» отмечать праздник «Русская березка». Все прошло «очень торжественно, очень радостно. Ведь колхоз «Путь к коммунизму» первым в районе закончил сев и завоевал переходящее Красное знамя парткома и производственного управления». К дате Ореховский дом культуры готовит большую концертную программу, которую покажет в колхозе «Искра», праздник весны отметят и в колхозе имени Кирова. И последнее сообщение на заданную тему. В номере от 1 июля под названием «Во поле березонька стояла» читаем:«В репродукторах пионерлагеря имени Гайдара звучат позывные. Пионеры в парадной форме собрались на эстрадной площадке. Звучат песни, стихи и всё про русскую березку. Весело идет праздник. Дружно аплодируют зрители». «Верю!», – как возможно сказал бы русский театральный режиссер, актер и педагог К.С.Станиславский. Верим, чтобыло весело, что отдыхали дружно. Знаем, что «в некоторых местах» страны этот праздник отмечается и по сей день. Ведь березка – это здорово и красиво. А березовый сок – это чистое здоровье, особенно когда он хорошо очищен… от политико-идеологической «мякоти»… И наконец. Какие же религиозные события была призвана заменить «Русская березка»? Заглядываем в православный календарь июня. Конечно же, имелись в виду двунадесятый праздник День Святой Троицы и последующий за ним день Всех Святых. В 1964 году Троицын день отмечался 21 июня, а в нынешнем, 2019-м, будет праздноваться несколькими днями раньше – 16-го числа. С замечательным торжеством всех нас, друзья! Читайте также: От молока до ветра: что будем праздновать в начале лета?

От чего так берёзы шумят в Костроме?
© k1news.ru