ТАСС 8 июня 2019

МЭР сообщило, что страны Каспия к 2025 году могут заработать на экспорте $4 млрд

, 8 июня. /ТАСС/. Прикаспийские страны к 2025 году могут суммарно заработать на экспорте несырьевых неэнергетических товаров $4 млрд, показали расчеты . Часть этих денег придется на экономику . Пяти соседям по Каспию нужно сообща выстроить новую экономику региона: модернизировать инфраструктуру, снять таможенные и приграничные барьеры, привлечь новых инвесторов. Если план осуществится, транспортные коридоры привлекут игроков и из стран Азии, таких как  и .
"Расчеты показали, что в случае, если все страны Прикаспийского региона будут синхронно развивать инфраструктуру, работать в направлении усовершенствования логистики, то суммарный прирост взаимных поставок несырьевых неэнергетических товаров к 2025 году может составить до $4 млрд Это достаточно амбициозная цифра", — сказал замминистра экономического развития РФ  на сессии в рамках Петербургского международного экономического форума.
Упор на порт
Каспийское море, крупнейший на планете замкнутый водоем, связывает Россию, , , и . Основные транспортные маршруты через регион — это пути из Китая в Россию и проектируемые маршруты из Китая в Европу (часть глобальной концепции «Один пояс — один путь»). Россия исторически развивала логистику региона в расчете на море — на Каспии стоят порты , Оля и  с совокупным объемом перевалки более 21 млн тонн грузов в год. Но порты требуют модернизации и развития, сказал министр РФ по делам Северного Кавказа .
Плюс, в рамках проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса планируется строительство нового морского порта в районе . У соседних стран тоже есть современные порты, например, Актау в Казахстане с мощностью в 19 млн тонн в год или четыре иранских порта с суммарной мощностью перевалки 20 млн тонн в год.
Чтобы реализовать экономический потенциал региона, нужно развивать инфраструктуру, убежден Талыбов. «Та база, которая сегодня есть, позволяет нам создать предпосылки, чтобы вся экономика в регионе начала динамично развиваться. Но вместе с этим будет велик и суммарный объем необходимых инвестиций, эти инвестиции должны осуществляться во всех странах прикаспийского региона», — отмечает он.
Часть стран, говорит замминистра, уже занялись этим вопросом и создали перевалочные мощности с запасом. «Мы также должны увеличить инвестиции в создание инфраструктуры: портовой, автомобильной, железнодорожной, а также в создание складских и распределительных комплексов, таможенных терминалов», — считает Талыбов.
Новая экономика Каспия также требует снятия административных и таможенных барьеров между странами, введения специальных административных режимов (например, «зеленых коридоров» на границах прикаспийских государств). Странам сложнее всего будет гармонизировать законодательство, правила и тарифы, убежден замминистра. А без этого Каспийский маршрут не станет экономически целесообразным.
Замдиректора департамента торговой политики Станислав Георгиевский убежден, что соседям по Каспию нужно применять цифровые решения для упрощения транспортных и таможенных процедур, а также подписывать соглашения о свободной торговле и снижении тарифов.
Из Сингапура до Финляндии
В середине 2020 года грузопоток по маршруту «Север-Юг» (коридор включает прикаспийские маршруты) может достигнуть 17 млн тонн, что в 2,5 раза больше текущих объемов. «С учетом прогнозируемого увеличения взаимной экспортной базы стран в зоне коридора, объем грузоперевозок к 2030 г может в абсолютном значении приблизиться к 30 млн тонн», — сказал Талыбов. Если прогноз осуществится, то валовый региональный продукт прикаспийского Дагестана может вырасти на 15%, отмечает он, аргументируя необходимость инвестиций в Каспий. Дополнительный экономический эффект может принести использование рек, в том числе впадающей в Каспий Волги.
Соединив маршруты и выровняв тарифы, прикаспийские государства привлекут грузоотправителей, уверены участники сессии. «Для клиента важно знать только одно: сколько стоит и сколько времени займет отправка груза из Сингапура до Финляндии. Тариф должен быть един, срок должен быть, допустим, 15 суток. Сегодня это выглядит нереалистичным — но эта фантастика может превратиться в реальность при условии, если мы вместе подойдем к решению вопроса», — считает замминистра экономического развития.
По словам генпредставителя в России Китайского совета по содействию международной торговле Сюй Цзиньли, Китай интересуется проектом и готов инвестировать средства — как в РФ, так и в страны Каспийского региона.
"Индия экспортирует огромные объемы продукции и импортирует огромные объемы энергии и сырого топлива, поэтому для нас очень важно развивать механизмы и торговые пути с востока на запад", — объяснил заинтересованность в проекте главный генеральный управляющий Export-Import Bank of India Мукул Саркар. Сейчас большое количество товаров идет через Суэцкий канал, но этот маршрут остается не самым стабильным. Плюс, существующие маршруты не способны удовлетворить потребности всех импортеров и экспортеров.
Министр РФ по делам Северного Кавказа Чеботарев выступил также за развитие туризма в Каспийском регионе, обратив внимание, что и соседи по Каспию — Азербайджан и Иран — создают у себя новые культурные объекты.
Поддержка сверху
"Мы говорим об одном из перспективнейших регионов на карте мира, поскольку экономики сопредельных регионов там достаточно быстро развиваются. В последние годы динамику развитию этого направления придало подписание конвенции о правовом статусе Каспийского моря и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве прикаспийских государств, сконцентрировав внимание руководства прикаспийских стран на необходимости совместного развития этой территории", — сказал Талыбов.
Конвенцию, или, как ее назвали в СМИ, «конституцию Каспия» лидеры пяти стран подписали в августе 2018 года, теперь документ предстоит ратифицировать парламентам каспийских стран.
Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан шли к подписанию конвенции более 20 лет. Истоки правовой проблемы лежат в распаде Советского Союза. До этого вопросы использования Каспия регулировались в рамках двусторонних договоров между СССР и Ираном 1921 и 1940 годов. Подписанный документ лишь фиксирует общие принципы взаимодействия в регионе, ряд вопросов предстоит проработать в дополнительных соглашениях, прежде всего по окончательному разграничению водных пространств и недр.
Комментарии
Другое , Сергей Чеботарев , Азер Талыбов , Минэкономразвития , Евразийская экономическая комиссия , ИТАР-ТАСС , Азербайджан , Астрахань , Индия , Иран , Каспийск , Китай , Махачкала , Санкт-Петербург , Туркмения
Читайте также
В Италии призвали отменить санкции против России
5
Суд Москвы 11 сентября рассмотрит иск ГБУ «Автомобильные дороги» к Навальному
Последние новости
Глава СПЧ не видит будущего у статьи административного кодекса о фейковых новостях
Глава МИД Германии встретился с руководством фонда "Сколково" и студентами "Сколтеха"
"Уральские локомотивы" перешли на систему плановых аудитов в производстве "Ласточек"