Войти в почту

Капитаны европейской карьеры: украинский след в аварии на Дунае

Вечером 29 мая в Будапеште произошло столкновение круизного судна «Viking Sigyn» с прогулочным теплоходом «Русалка», который перевернулся и затонул в водах реки Дунай — недалеко от венгерского парламента, возле всемирно известного моста Маргит. Неожиданная авария унесла жизни пятнадцати человек — преимущественно южнокорейских туристов. Причем, эта беспрецедентная для современной Венгрии водная катастрофа неожиданно дала повод заговорить об Украине. На это есть как минимум две причины. Для начала, затонувший прогулочный теплоход «Русалка» был построен в 1949 году в Херсоне, и до 1992 года использовался исключительно в Советском Союзе. В начале девяностых годов, во время масштабной распродажи доставшегося Украине гражданского флота, это судно продали европейцам, которые успешно эксплуатировали его в течение четверти века. Что, к слову, само по себе говорит о качестве построенных еще в далекие сталинские времена кораблей. Кроме того, капитаном «Viking Sygin» оказался гражданин Украины, 64-летний одессит Юрий С., который вел свое судно в Будапешт из немецкого города Пассау в Будапешт. Сейчас его официально обвиняют в преступной халатности и несоблюдении правил безопасности. Кроме того, правоохранители отмечают, что украинец удалил после катастрофы все данные со своего мобильного телефона. А в ходе расследования быстро выяснилось, что он может быть причастным к недавнему столкновению в морском порту голландского Роттердама, когда получили ранения семеро человек. По совокупности этих обвинений украинского капитана арестовали на месяц — прием, суд над украинцем освещали многочисленные представители южнокорейской прессы, которые старательно изучают причины гибели своих соотечественников. И в прессе не сомневаются, что одессита может ожидать обвинительный приговор. На его вину указывают видеозаписи происшедшего, где видно, как «Viking Sigyn» догоняет и тарант «Русалку». Хотя, по мнению некоторых инспекторов, инцидент мог быть вызван усталостью пожилого украинского моряка, который заканчивал проходивший в сложных погодных условиях рейс. Эта дунайская катастрофа является отголоском давней трагедии — уничтожения советского Дунайского пароходства, которое доминировало до девяносто первого года в водах самой большой и протяженной водной артерии Западной Европы. Начиная с семидесятых годов, в нем насчитывались сотни речных, морских и пассажирских судов всех типов, обеспечивавших регулярные перевозки не только по Дунаю, но также на Средиземное и Красное море. Сухогрузы и теплоходы из Измаила пересекали Экватор, огибали Африку и даже добирались в Индокитай. В целом же суда Дунайского пароходства ежегодно перевозили 70% всех дунайских грузов — в том числе, металл, уголь, зерно, руду, оборудование и товары народного потребления, что делало его монополистом на европейском рынке. Такому масштабному флоту были нужны кадры, которые поставляла разветвленная сеть морских и речных училищ из разных городов СССР. Причем, дунайские капитаны заслуженно славились своим мастерством — ведь проводить суда по сложному фарватеру быстрой и полноводной реки, богатой отмелями и быстринами, было очень непросто. Когда-то я разговаривал об этом с капитаном судна «Косатка», который вез нас из Измаила на остров Змеиный — и он подробно рассказывал журналистам о том, что плавание по морю считается на Дунае детской забавой по сравнению с опасными маршрутами по реке, где каждая упущенная минута всегда чревата потенциальной аварией. Но процветание украинского речного флота разом кончилось в 1991 году, когда с Днепра, Днестра, Дуная и Южного Буга разом исчезли «Кометы» и «Метеоры» — поскольку для них больше не было дешевой горючки. Корабли быстро распродавали — в страны Европы, Турцию и Египет — а вслед за ними за границу потянулись и капитаны, одним из которых, по всей видимости, был обвиняемый в будапештской трагедии Юрий С. Журналисты обращают внимание, что опытный моряк давно переработал свой возраст — поскольку его европейские коллеги обычно уходят на пенсию после пятидесяти. Однако украинским заробитчанам приходится бороздить реки и моря до предела. И эта наработанная за десятилетие усталость тоже могла сыграть роковую роль в инциденте 29 мая. Авария в Будапеште не улучшит имиджа Украины, которая будет еще сильнее ассоциироваться в массовом сознании с авариями, катастрофами, заробитчанами и морально устаревшей советской техникой. Но самое печальное, что она напоминает нам о совсем других временах — когда страна сама строила для себя суда, возила на них свои грузы и готовила для этого моряков. Чтобы променять это все на бесконечные байки о бесконечном пути в Европу, где заканчивают свои карьеры украинские капитаны.

Капитаны европейской карьеры: украинский след в аварии на Дунае
© Украина.ру