Войти в почту

Как внедрить универсальную систему управления аэропортом

Дмитрий Краснов – вице-президент компании SITA в России и странах СНГ Количество трудностей, с которыми сталкиваются аэропорты, постоянно растет. По данным IATA, ожидается, что к 2036 г. количество пассажиров увеличится вдвое, при этом инфраструктура многих аэропортов уже достигла предельных размеров. Но даже если расширение возможно, это очень длительный процесс, который требует серьезных инвестиций. В то же время аэропорты сталкиваются с двойной сложностью: усиление конкуренции со стороны других видов транспорта и необходимость более глубокой интеграции с ними. В конечном счете аэропорт должен стать полностью интегрированным мультимодальным центром. Решением данной задачи станет более продуктивное использование существующей инфраструктуры и взаимодействие со всеми организациями, осуществляющими деятельность на территории аэропорта: авиалиниями, концессионерами, операторами наземного обслуживания, поставщиками бортового питания и так далее. Кроме того, тесное сотрудничество стейкхолдеров позволит повысить эффективность распределения ограниченных активов и ресурсов. Опыт внедрения Системы совместного принятия решений A-CDM в различных аэропортах наглядно демонстрирует, к каким потрясающим результатам приводит согласование действий при решении вопросов оптимизации и координации процессов, протекающих в воздушной зоне. Следующий шаг – установка Универсальной системы управления аэропортом (Total Airport Management – TAM), поддерживающей развитие идеи Smart Digital Airport за счет обеспечения более оперативного и эффективного обмена данными между заинтересованными сторонами. Специалисты SITA рассказывают о том, как грамотно внедрить Универсальную систему управления аэропортом и тем самым достичь сразу двух целей: повысить качество выполнения операций и минимизировать последствия любых сбоев в работе благодаря возможности более точного прогнозирования и способности оперативно подстраиваться под меняющиеся обстоятельства за счет динамичной корректировки планов. Подбор TAM с учетом индивидуальных потребностей Рецепта идеальной Универсальной системы управления не существует, поэтому первое, что необходимо сделать аэропорту, – разобраться в концепции и, с учетом собственных нужд, определить, какую форму должна принять TAM. Необходимо продумать, кто будет принимать участие в создании современного хаба, использующего передовые технологии, инновации и коллективный подход для обеспечения более оперативного и эффективного выполнения операций, связанных с перелетами, обработкой данных пассажиров, контролем за багажом, транспортировкой грузов и другими релевантными операциями. Также важно установить, как будет проходить процесс и что для этого понадобится. Все заинтересованные стороны должны договориться о сотрудничестве. Совместная работа для достижения общей цели – повышения эффективности деятельности аэропорта и комфорта пассажиров – возможна только в случае, если все участники процесса будут готовы обмениваться информацией и идти на компромиссы. Под «всеми участниками» подразумеваются организации, работающие в аэропорту: сам аэропорт, авиалинии, руководители полетов, операторы наземного обслуживания, поставщики бортового питания, концессионеры и так далее. Несмотря на то, что они привыкли «сосуществовать» на одной территории, близкое сотрудничество для них обычно не характерно. Выбор необходимой формы Универсальной системы управления начинается с определения целей. Как только вы решите, чего хотите достичь, вы сможете разработать стратегию и подготовить план ее реализации. Важность планирования Наступает время подготовки операционного плана аэропорта – именно на этом этапе все начинает складываться воедино. Ваша цель – создать единый, одобренный всеми сторонами скользящий план. Это проект работ, доступный всем стейкхолдерам и включающий в себя информацию о ежедневных целях, задачах и способах их выполнения, собранных в одном месте, адаптированных и распределенных по исполнителям. Важно, чтобы план был гибким. Таким образом вы получите возможность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Разумеется, у каждого аэропорта свои нужды и требования, но основа операционного плана одна – это оптимизация, строящаяся на концепции единства воздушных операций на всех этапах работы. Далее изменения затрагивают наземные операции, касающиеся пассажирских проверок, контроля за багажом и процессов, протекающих на территории аэропорта. Обратите внимание, что расширение процессов управления может предоставить доступ к планированию действий за 24 часа. Сюда входит использование данных о прилетах – и, следовательно, о числе пассажиров, – а также о погодных условиях и других ситуативных факторах. В результате создается гибкий план управления, который может быть скорректирован в соответствии с меняющимися нуждами аэропорта в течение рабочего дня. Он позволяет поддерживать эффективную деятельность, максимально рационально используя все доступные ресурсы и обеспечивая комфорт пассажиров в ходе путешествия, в том числе сокращая время ожидания на этапе регистрации и прохождения проверок безопасности. Успех во взаимодействии Единственный способ обеспечить успешную работу Универсальной системы управления аэропортом – добиться взаимодействия всех стейкхолдеров, задействованных в выполнении операций на земле и в небе. Отсюда вытекает необходимость в автоматизации данных и их анализа, что в свою очередь гарантирует доступ к корректной информации и, как следствие, позволяет усовершенствовать процесс принятия решений. Именно возможность подобных улучшений является отличительной чертой эффективной TAM. Поддержание взаимодействия между всеми стейкхолдерами позволяет сконцентрироваться на качественном обслуживании пассажиров на всех этапах путешествия, формируя возможности для анализа с прогнозированием для быстрого принятия решений и долгосрочного планирования. Использование хабов Деятельность комплекса сосредоточена в Центре управления работой аэропорта (airport operations control center – AOCC). Это станция, на которой вся необходимая информация представлена таким образом, что процесс принятия решений становится гораздо проще и эффективней. Как показывают последние тенденции, со временем в работе AOCC будет все больше использоваться интегрированная визуализация данных, доступная благодаря применению технологии big data. Кроме того, в будущем станет возможным внедрение технологии виртуальной реальности, которая позволит корректировать доступную информацию. Главной целью использования хабов является предоставление заинтересованным сторонам возможности своевременно принимать обоснованные решения, принимая во внимание согласованный операционный план аэропорта. Владельцы нескольких аэропортов задействуют виртуальные AOCC, расположенные в центральной части системы. За счет этого удается следить за деятельностью каждого аэропорта, не тратя время на личное посещение. Еще один тренд подразумевает внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Технологии будут выполнять различные операции, анализируя поступающие данные и реагируя на них в рамках заданных параметров, запуская выполнение необходимых действий на территории аэропорта. При этом люди будут наблюдать за функционированием технологий и работать над созданием новых, еще более эффективных решений. Выбор правильных инструментов На сегодняшний день доступны высокотехнологичные инструменты, которые помогают организовывать и рационализировать процессы за счет предоставления стейкхолдерам аэропорта анализа данных в доступной форме. Благодаря этому информация приобретает большую практическую ценность и поддается оценке по стандартным КПЭ. Обработка данных состоит из пяти основных процессов. Вначале происходит сбор информации – это трудоемкая операция, целью которой является получение данных из различных источников. Следующий этап – расщепление, деление информации на частицы. Далее с помощью модели взаимодействия проходит распределение полученных частиц по операционным процессам, использующим инструменты скрещивания. После завершения процессов сбора и распределения информации проводится анализ данных и выявление событий, в том числе новых, находящихся в фокусе сценариев взаимодействия. Финальный этап – передача данных, обеспечивающая всем стейкхолдерам доступ к необходимой информации. Данный подход способствует развитию проактивного сотрудничества посредством распространения информации с последующим запуском необходимых действий и отслеживанием результатов. В данных процессах все больше будет использоваться интегрированная визуализация данных, доступная благодаря применению технологии big data. С помощью данной системы можно проверить, что произошло, отследить, что происходит, а также – что важнее всего – предсказать, что вскоре произойдет. В результате зарождается целостный подход, который ведет к повышению уровня комфорта пассажиров за счет обеспечения бесперебойной работы, уменьшения времени ожидания и повышения предсказуемости процессов.

Как внедрить универсальную систему управления аэропортом
© Инвест-Форсайт