Войти в почту

Как запустить венчурный фонд в Нью-Йорке: история основателя Day One Ventures Маши Дроковой

Маша Дрокова — в прошлом известный прокремлевский политический активист — в последние годы превратилась в одного из самых известных PR-специалистов технологических компаний. После сотрудничества с рядом проектов, которые выросли в «единорогов» (то есть получили оценку инвесторами свыше $1 млрд), Дрокова основала в Нью-Йорке собственный венчурный фонд Day One Ventures и занялась инвестициями в стартапы на ранних стадиях. В интервью Forbes в кулуарах Петербургского международного экономического форума Маша рассказала о том, как экспертиза в пиаре и коммуникациях помогла ей прийти к статусу инвестора, что такое корпоративная культура «первого дня» и почему на Day One Ventures оказал особенно сильное влияние богатейший человек в мире Джефф Безос. Я уехала из России более шести лет назад. Первая работа, которой я занималась – глава по коммуникациям Acronis. Это компания, которая занимается защитой данных. В Acronis я занималась пиаром более чем в тридцати странах. Там я очень много узнала про пиар и про международные коммуникации. После этого я уехала в Нью-Йорк, где основала пиар-студию. Изначально у студии была очень маленькая команда, потому что было сложно сразу найти много успешных специалистов. Несмотря на большое количество проектов – почти 3000 за три года, которые к нам обращались, мы выбрали всего 25. Из этих 25 компаний четыре стали «единорогами»: WeWork, Houzz, HotelTonight, Gett. Это был очень крутой результат. Еще восемь компаний выросли в стоимости свыше $100 млн. Это навело на мысль, что мы можем находить правильные команды. Плюс был предыдущий опыт работы в фонде Runa Capital. Я подумала, что я хочу быть ангельским инвестором, который инвестирует в компании и помогает им с пиаром — так чтобы это были более долгосрочные отношения с компаниями, которые мне нравятся. И как ангельский инвестор я уже сделала инвестиции больше чем в десять компаний. Через полтора года сделала первый выход из стартапа в области искусственного интеллекта и многократно приумножила свои инвестиции. Также это было доказательством того, что инвестор, который на ранней стадии приносит экспертизу в области пиара и маркетинга – это модель, которая очень сильно нужна на рынке. Мы создали фонд Day One Ventures, который инвестирует в стартапы и рассказывает их истории, то есть мы не просто инвестируем, но еще и покрываем потребность проектов в коммуникациях и пиаре. Есть определенный способ, технология, как мы это делаем. И есть замечательная команда – четыре человека, которые сфокусированы целиком на помощи нашим портфельным компаниям по пиару, и два человека, которые вместе со мной занимаются отбором лучших проектов. Есть то, что называется limited partners – инвесторы фонды. Это более 15 человек: среди наших партнеров основатели и топ-менеджеры технологических компаний, представители банковской индустрии из Barclays. JP Morgan, Goldman Sachs и др. Большое количество людей поверили в нашу стратегию и стали инвесторами в фонд. Мы инвестируем в проекты на ранних стадиях, которые называются pre-seed, seed и series A. И называемся Day One Ventures не случайно: есть известная концепция основателя и гендиректора Amazon Джеффа Безоса о day one компаниях – компаниях, которые живут каждый день, как будто это самый первый день, когда компания началась. И есть ряд отличительных черт day one компаний, которые мы ищем в стартапах. Собственно, Amazon – самая большая в мире компания с day one культурой. Мы внимательно слушаем компании, чтобы понять day one они или нет. У day one компаний есть важный критерий, который называется obsession with customers. Это значит, что компания очень трепетно относится к своим клиентам или пользователям. И мы определяем в ходе due diligence, общаясь с клиентами и пользователями, насколько для нашего потенциального портфельного проекта действительно важно взаимодействие с тем, для кого предназначен его продукт. Это хороший фильтр, чтобы находить лучшие компании. Мы делаем в среднем одну инвестицию в месяц. Мы познакомились с Джеффом Безосом около двух лет назад, и его идеи ощутимо повлияли на строительство Day One Ventures. Их университеты: где и как учились самые перспективные молодые россияне 1 из 6 2 из 6 Александр Карнюхин для Forbes 3 из 6 Александр Карнюхин для Forbes 4 из 6 Instagram 5 из 6 Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС 6 из 6 Константин Виноградов, Runa Capital Учебное заведение: Московский физико-технический институт (МФТИ) Год выпуска: 2014 Пригодились ли в карьере полученные знания: «Я учился на факультете инноваций и высоких технологий. Жесткая подготовка по физике, математике и computer science в бакалавриате научила решать проблемы любой сложности. Многие предметы не нашли прямого применения в карьере, но оказались крайне полезны для развития мышления (например, функциональный анализ) и глубокого погружения в мир технологий (машинное обучение). В магистратуре все поменялось — я учился на кафедре управления технологическими проектами при РВК, так что регулярно применяю знания, которые получил там от преподавателей-практиков. Они сами окончили лучшие мировые вузы (MIT, Harvard, Princeton) и параллельно с кафедрой работали топ-менеджерами в крупных компаниях и инвестиционных фондах». Самое памятное воспоминание об обучении: «Однажды за три дня до экзамена по теоретической физике у меня была оценка 4/10 за работу в семестре и нулевые знания по теме. Я активно делал свои проекты, редко ходил на занятия и верил, что предмет явно не пригодится в жизни. Случайно в голове возник challenge — если смогу выучить даже «сложный и ненужный теорфиз» с нуля за три дня на «отлично», то смогу вообще что угодно. По правилу кафедры итоговая оценка в зачетке равняется среднему оценки за экзамен и семестр, поэтому не было шансов получить выше 7/10 («хорошо»). Однако я все равно сфокусировался на подготовке, осваивая теорфиз по 14-16 часов в день. Через три дня я ответил на все вопросы экзаменатора так, что он, нарушив правило, поставил итоговую 8/10 («отлично») — как будто экзамен был сдан на 11/10. Этот день стал поворотным моментом в моей жизни на Физтехе и вселил уверенность, что любые задачи по плечу. А теорфиз потом еще в бизнес-жизни реально пригодился, правда ровно два раза». Подробнее об участнике: до прихода в венчур успел поработать нескольких стартапах. Является старшим инвестиционным менеджером международного венчурного фонда Runa Capital, инвестирующего в развивающиеся области ИТ — облачные решения, сложное программное обеспечение, виртуализацию и мобильные приложения. В компетенции Виноградова — облачные бизнес-приложения, машинное обучение и финтех. В основном специализируется на стартапах из Великобритании и Франции. Дарья Алексеева, Charity Shop Учебное заведение: Финансовый университет при правительстве России, Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ) Год выпуска: 2012 Пригодились ли в карьере полученные знания: «Я училась в профильной гимназии №1518 и поступала в Финансовый университет на факультет «Финансовый менеджмент». Конечно, та база, которую нам давали в вузе, оказалась значительно более емкой, чем то, что мне нужно в работе, потому что собственный бизнес — это прежде всего управление, а уже во вторую — составление баланса. Всеми профильными финансовыми задачами у нас занимается финдиректор и бухгалтерия, но благодаря университетскому бэкграунду я понимаю, что они делают, и понимаю суть вопросов, с которыми мы сталкиваемся. Главное, что пригодилось — это нетворкинг: многие проекты сделаны с друзьями из вуза, моими инвесторами стали мои одногруппники, хотя во время учебы я бы в это не поверила. Где-то на втором курсе мне стало понятно, что как основная деятельность финансы мне не интересны, поэтому я поступила в МГУ на факультет иностранных языков и регионоведения и получила дополнительное образование. Получилось, что я учусь в две смены — с утра в «Финашке», вечером — в МГУ». Самое памятное воспоминание об обучении: «Я помню, что многие предметы были скучны настолько, что главной целью было просто «проскочить» на экзамене, чтобы обошлось без пересдачи. И вот я захожу сдавать «экпред» (экономику организации и предприятия). Кто-то отдает свои «шпоры», я списываю формулу — и начинаю рассказывать преподавателю про некий коэффициент «Х значение», на который умножается все остальное, чтобы получить скорректированное по отрасли искомое значение. Меня внимательно выслушивают, и я получаю «отлично». Спустя минуты в коридоре выясняется, что в шпоре кто-то просто написал от руки «Хз», потому что вся формула была неправильная. Так я поняла, что качество питча и вера в себя иногда решает больше, чем предмет обсуждения». Подробнее об участнике: первый благотворительный магазин Charity Shop Дарья открыла еще в 2014 году: арендовала подвал рядом с метро «Третьяковская», попросила подруг, знакомых и пользователей социальных сетей сдать ненужную одежду, отобрала лучшее и выставила на продажу. Одежду сортировала вручную и продавала по смешным ценам. Позднее на базе магазина Алексеева создала фонд «Второе дыхание». Сегодня у фонда около 50 точек приема одежды для шести магазинов Charity Shop в Москве, Костроме и Ярославле. Через структуры Алексеевой проходит более 300 т одежды в год. При этом Charity Shop — эффективная бизнес-модель: магазины (оборот в 2018-м — 40 млн рублей) направляют прибыль на благотворительность и развитие новых точек. Олег Кивокурцев, Promobot Учебное заведение: Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ) Год выпуска: 2013 Пригодились ли в карьере полученные знания: «Многие знания, приобретенные в университете, использую до сих пор. Технический английский язык, знания в управлении промышленными предприятиями, основы проектирования устройств и механизмов. Но рынок развивается быстрее, чем появляются образовательные программы в высших учебных заведениях: многие знания для меня были неактуальными и многие дисциплины приходилось осваивать самостоятельно. Главное, что я приобрел в университете — это подход к работе: умение рассчитывать время, чтобы успеть выполнить работу к концу семестра, навыки работы в команде при выполнении семестровых расчетных работ, отработка возражений при защите проектов на конференциях, умение поиска информации в различных источниках, навык усваивания огромного количества информации за ночь перед экзаменом и многое другое». Самое памятное воспоминание об обучении: «Пожалуй, самым ярким впечатлением для меня была победа на конкурсе-конференции среди молодых ученых «Большая разведка». В 2011 году я учился еще только на третьем курсе и на предмете «Робототехника» нам предложили на выбор либо сделать работу, в которой необходимо рассчитать механизм для промышленных станков, которых сейчас уже не существует, либо спроектировать устройство и выступить с ним на конференции. Я выбрал второе — тему проектирования робота для нанесения разметки на дорожное полотно. При подготовке я делал упор на рыночную составляющую проекта и описывал выгоды использования. Техническую составляющую отпустил на второй план, поскольку конференция также была с предпринимательским уклоном. В итоге мне удалось доказать, что мой проект самый перспективный, и занять первое место среди аспирантов и молодых ученых. Именно тогда я поверил в направление робототехники и начал им активно заниматься дальше». Подробнее об участнике: сооснователь Promobot родился и вырос в Перми. В 11 лет он оказался в пермском клубе юных техников, где увлекся картингом. Проводя дни в мастерской, он изучал механизмы и начинал разбираться в технике. Компанию Promobot вместе с партнерами Кивокурцев основал в 2015 году — первый офис был в гараже на окраине Перми рядом с заводом «Искра», на котором собирают ракеты. Там Кивокурцев с товарищами создавал первого «промобота» и разрабатывал систему распознавания лиц и лингвистическую базу на основе открытых кодов. «Это было непохоже на гараж в Пало-Альто, где Стив Джобс собирал первый персональный компьютер: у нас текла крыша, и мы топили печку-буржуйку дровами», — рассказывает предприниматель. За четыре года стартап прошел путь от исполнения штучных заказов для пермских торговых центров до производства больших партий роботов для российских и зарубежных клиентов. Компания поставляет роботы в 33 страны. У Promobot есть контракт с американской Intellitronix более чем на $55 млн, выручка компании превышает 100 млн рублей в год, а весь бизнес инвесторы оценивают в 2 млрд рублей. Татьяна Мингалимова, «Нежный редактор» Учебное заведение: Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО) Год выпуска: 2016 Пригодились ли в карьере полученные знания: «О да. Я именно за практикой пошла учиться и заранее знала, что мне необходимо: возможность практиковаться, снимать репортажи и интервью, поставить голос и дикцию и так далее. Все это и дал мне вуз: камеры там были, популярные люди на мастер-кассах и студии — тоже. Возможность практики: объяснили, как поставить дикцию, писать тоже научили. На самом деле, почти всегда все зависит от тебя, на вуз пенять не стоит». Самое памятное воспоминание об обучении: «Их два: первый день обучения и последний. 1 сентября первого курса я встретила своего мужа, и это со мной навсегда, он вел мою линейку как пятикурсник. А последний день — это когда я сдала диплом на 5 и побежала на работу в «Культ Туру», где меня с цветами поздравила команда, я прямо плакала». Подробнее об участнике: во время учебы Татьяна начала работать на «Матч ТВ» в шоу «Культ Тура», которое вели Юрий Дудь, Евгений Савин и Сергей Шнуров. На телеканале также участвовала в запуске «Передачи без адреса» с Артемом Нечаевым. В 2016-м Дудь пригласил Мингалимову в команду своего YouTube-канала «вДудь», который быстро превратился в один из хитов русскоязычного сегмента платформы. В 2017-м Татьяна запустила на YouTube собственное шоу «Нежный редактор». Формат похож — подробные интервью с героями поп-культуры. Главное отличие от «вДудя» — гендерный состав гостей: в шоу к Мингалимовой обычно приходят известные женщины. У канала «Нежный редактор» уже более 450 000 подписчиков и порядка 45 млн просмотров. Георгий Соловьев, Skyeng Учебное заведение: Московский физико-технический институт (МФТИ) Год выпуска: 2013 Пригодились ли в карьере полученные знания: «Да. Ключевая особенность нашей компании — аналитический подход, соответственно, мы много анализируем. Например, персонализируем траекторию обучения. И все это благодаря математическому образованию». Самое памятное воспоминание об обучении: «Работа в медицинских лабораториях, когда мы занимались мутацией организмов и выращиванием белков. Образование теоретическое, а тут [была] реальная возможность применить и получить результаты. [Это] давало предпринимательскую свободу. Ты что-то интегрируешь в организм, он становится другим — и это позднее принесет пользу другим. Ключевое — польза другим». Подробнее об участнике: онлайн-школу английского языка Skyeng Георгий Соловьев и его партнер Харитон Матвеев основали в 2012 году. В 2014-м стартап запустил собственную платформу обучения Vimbox (виртуальный класс), в 2016-м — мобильные приложения и сервис для изучения языка по субтитрам к сериалам. По итогам 2017-го выручка компании выросла в 2,2 раза и составила 725 млн рублей. В 2018-м Skyeng привлек инвестиции от фондов Baring Vostok: бизнес был оценен в рекордные для рынка образовательных технологий (EdTech) в России $100 млн. Эдуард Гуринович, серийный предприниматель и инвестор Учебное заведение: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) Пригодились ли в карьере полученные знания: «Пригодилась и база петербургского Физико-математического лицея №239, и база экономического факультета СПбГУ. Я, например, был в сборной по программированию и физике — в будущем это помогло самому разобраться в ИТ-технологиях. Финансовое образование пригодилось уже позже, когда Carprice стал большим. В общем у меня был идеальный сплав школы и университета». Самое памятное воспоминание об обучении: «В 2015 году меня отчислили из аспирантуры СПбГУ за месяц до защиты кандидатской диссертации. Они не поняли, что я делаю в Москве и почему не могу взять отпуск на время защиты. А у меня в этом время шел инвестиционный раунд — Carprice привлекал $40 млн». Подробнее об участнике: в 16 лет Эдуард открыл интернет-магазин с атрибутикой ФК «Зенит». В 2013 году победил в конкурсе молодых предпринимателей Фонда русской экономики. В 2014-м начал развивать международную онлайн-платформу для продажи автомобилей CarPrice, которая вошла в список 100 самых обсуждаемых стартапов Европы по версии журнала Wired и в совокупности привлекла порядка $42 млн инвестиций. Уйдя из CarPrice, Гуринович инвестировал в Dbrain, R-Set, «Близкие.ру». Одна из последних инвестиций — в собственный проект Expload, блокчейн-платформу, которая разрабатывает и распространяет децентрализованные игры.