Ещё

Небесные гусары: на чем летала первая в СССР пилотажная группа 

Фото: Российская Газета
«Первая» четвертаяСвой путь «Небесные гусары» начали в составе 234-го гвардейского истребительного авиационного полка в Кубинке. Их история наиболее полно отражена в книге «Автографы в небе». В 60-х годах полк был полноценной боевой структурой в составе ВВС, нагрузка на него возросла неимоверно из-за параллельной работы по групповому пилотажу. Быстро модернизируемая авиационная техника предъявляла все новые требования к летчикам.Руководство приняло решение перевести полк на четыре эскадрильи: наиболее опытные пилоты 4-й должны были заниматься показательными полетами — в том числе, для зарубежных гостей. Тогда «Гусары» выступали на МиГ-21 и МиГ-23, проведя за 15 лет свыше 800 показов. Впрочем, яркое название и символику эскадрилья приобрела гораздо позже — в 1991 году. Волна сокращений повлекла за собой реорганизацию полка, но его гордость — четвертую пилотажную эскадрилью — оставили теперь уже за номером 3. Первая и вторая эскадрильи, к слову, известны теперь как «Стрижи» и «Русские витязи». "Танк" с проворством мотоциклаЕжемесячно летчики давали по два-три показа, в том числе для зарубежных гостей. За смену могли смениться три разных самолета — Су-17, Су-24 и Су-25. Но именно «Грачи» ассоциируются с «Небесными гусарами»: руководство решило, что для показов стоит оставить наиболее перспективную с точки зрения экспорта машину. Тогдашний командир эскадрильи, заслуженный военный летчик России, полковник Александр Горнов поделился в разговоре с «РГ» воспоминаниями. «Есть машины, приспособленные для высшего пилотажа, штурмовик Су-25 не был предназначен для маневренного воздушного боя, такого опыта на нем не было, поэтому приходилось сложно, — говорит он, — Но не самолет делает группу, все зависит от пилотов». В течение многих лет «Небесные гусары» демонстрировали высшее мастерство, выполняя на тяжелой машине и петли Нестерова и восходящие бочки — все вопреки, а не благодаря характеристикам штурмовиков. В начале 90-х Горнову пришла мысль освоить показательный пилотаж в составе «ромба». После длительных тренировок «Гусарам» удалось невероятное: группа на четырех штурмовиках, выполняющая сложнейшие фигуры в сомкнутых порядках с минимальной дистанцией и интервалом. Уже при взлете пилоты рисковали срезать крылья себе или соседям по «ромбу», отсутствие автоматики, сообщающей о выходе на критические режимы полета приводило к тому, что летчики постоянно следили за соблюдением разрешенных параметров. Эскадрон гусар летучихВ начале 90-х уже существовали и «Стрижи», и «Русские витязи», и только пилотажная группа 3-й эскадрильи не имела громкого имени. Рассматривались названия «Анты» и «Гризли», но единодушную поддержку получил вариант генерал-лейтенанта Николая Антошкина. Цвета и символику «Небесных гусар» предложил все тот же Александр Горнов. Первое выступление в новом бело-красно-голубом «фирменном стиле» состоялось 12 апреля 1992 года на авиашоу в Кубинке. После этого последовала череда ярких и запоминающихся выступлений, не только в родной Кубинке. Но за ними пришла реорганизация и сокращения: из шести Су-25 в итоге осталось три, затем машины вообще убрали из полка, а в 1997 году «Небесных гусар» расформировали. В 2000 году группа возродилась в новом составе и на новых машинах — вначале учебно-боевых чехословацких L-39, а затем — истребителях МиГ-29. «Небесные гусары» просуществовали пять лет, после чего на ее базе была сформирована эскадрилья подготовки летчиков Центра показа авиационной техники. В начале 2010-х появились разговоры о возрождении «Небесных гусар», правда, официального подтверждения этому «РГ» найти не удалось. «Я отношусь к этой идее положительно, важно сохранять традиции. Тип воздушного судна при этом не имеет значения. У нас есть летчики с очень высоким уровнем подготовки, главное, чтобы во главе угла нашелся лидер, заинтересованный в этом», — заключил Александр Горнов.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров