Войти в почту

Последние язычники Европы: жители Марий Эл глазами японского фотографа

Марий Эл — небольшая республика в Поволжье, где все еще сохранилась исконная языческая культура: особые обряды, традиционные праздники, утварь и одежда. Японский фотограф Икуру Куваджима около года провел в Марий Эл, работая над проектом «Марий чодыра», или «Марийский лес». По данным переписи населения 2010 года, в России чуть менее 550 тысяч марийцев, из них примерно половина живет в Республике Марий Эл. Хотя марийцы приняли православие, в республике сохранились языческие традиции и вера в колдовские ритуалы. Для язычества характерен культ всемогущей природы. Природа рассматривается как источник добра, и считается, что она всегда может помочь человеку. Марийцы верят в «киремети» — духов, которые живут в особых рощах. Лентами на деревьях отмечают священные места. Из-за преданности природе у сельских жителей особые отношения с животными и птицами. Некоторые из них в марийской мифологии считаются особенно значимыми — например, гуси. Лошадей, быков, овец а также домашних птиц могут приносить в жертву богам. Перед этим нужно убедиться, что животное спокойно. Язычество в Марий Эл сосуществует с православной верой. Большая часть Марий Эл находится на левобережье Волги. В республике около 700 озер и прудов. В лесах марийцы проводят ритуалы, жертвоприношения, праздники, массовые моления: просят у природы дождя или солнца. Автор фотографий говорит на японском, русском и английском языках, прежде работал в странах Восточной Европы и Центральной Азии, включая Украину и Казахстан. В 2013 году работы Куваджимы были выставлены на Венецианской биеннале в павильоне Центральной Азии. Жизнь в марийском лесу непохожа на то, к чему мы привыкли в современных городах. Куваджима чувствовал себя так, будто «время замерло». После распада СССР марийцам нужно было потрудиться, чтобы сохранить свою культуру. Так выглядит ежегодное Мировое моление приверженцев марийской религии и празднование Нового года — «Шорык-йол» (по-марийски — «овечья нога»). Взрослые и дети ищут в темной овчарне белого ягненка, который знаменует удачу в грядущем году. При этом лица колядующих закрыты — чтобы не вылетело плохое слово. В городах Марий Эл также заметно желание марийцев сохранить свою идентичность: жители адаптируют прежние традиции к современным условиям жизни. Эта традиционность позволяет назвать марийцев «последними язычниками Европы». Фотопроект Куваджимы в 2013 году стал частью выставки «Мари. Research», организованной проектом Department of Research Arts в Центре современного искусства «Винзавод». Источник: Ikuru Kuwajima

Последние язычники Европы: жители Марий Эл глазами японского фотографа
© BigPicture.ru