Войти в почту

"Маленькие трагедии"

В 2019 году исполнится 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина. В рамках юбилейной программы праздничных торжеств музей А.С. Пушкина подготовил выставочный проект, посвященный "Маленьким трагедиям" – циклу произведений, принадлежащих к числу высочайших достижений мировой литературы. Выставка состоит из трех разделов. В первый из них вошли экспонаты, связанные с историей написания и публикации "Маленьких трагедий". Осенью 1830 года холерные карантины заперли Пушкина в Болдине. Поэт приехал туда, чтобы вступить во владение деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбы на Н.Н. Гончаровой. Он надеялся быстро управиться с делами, однако эпидемия холеры, волной прокатившаяся по России, нарушила его планы. Лишенный возможности покинуть Болдино, Пушкин провел там три месяца, ставших для него периодом небывалого творческого подъема. В это время им были написаны 8-я и 9-я главы "Евгения Онегина", "Повести Белкина", "Домик в Коломне", более 30 стихотворений, а также – несколько "драматических сцен" или "маленьких трагедий", как он их сам называл: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Эту особую форму драматического этюда Пушкин заимствовал у английского поэта Барри Корнуолла, чьи "Драматические сцены" он прочел осенью 1830 года. Замыслы первых трех "маленьких трагедий" возникли еще в 1826 году в Михайловском. На протяжении целых пяти лет они вынашивались и вызревали в творческом сознании поэта, оставаясь неосуществленными. В Болдине же они были завершены стремительно, в течение двух недель. "Скупой рыцарь" – 23 октября, "Моцарт и Сальери" – 26 октября, "Каменный гость" – 4 ноября. А 8 ноября Пушкин закончил работу над "Пиром во время чумы", возможно, задуманном уже в самом Болдине, когда вокруг бушевала холера, которую поэт в письмах то и дело называл чумой. Среди экспонатов, составивших эту часть выставки – первые издания "Маленьких трагедий", опубликованных – за исключением "Каменного гостя" – еще при жизни поэта. Здесь же можно видеть воспроизведения пушкинских рукописей "Каменного гостя", "Моцарта и Сальери", "Скупого рыцаря" и "Пира во время чумы". Как и другие пушкинские произведения, "Маленькие трагедии" стали неотъемлемой частью русской культуры, продолжив свою жизнь в других видах искусства: живописи, графике, книжной иллюстрации, театре и кинематографе. Второй раздел выставки составили иллюстрации, эскизы костюмов и декораций к многочисленным театральным постановкам, выполненные А.Н. Бенуа, П.Л. Буниным, А.Я. Головиным, К.А. Коровиным, И.Ф. Рербергом, А.Г. Тышлером, Н.П. Ульяновым, Н.Е. Фоминой, В.И. Шухаевым, Ф.Д. Константинов и другими. Всех этих художников неизменно привлекал тематический арсенал "Маленьких трагедий" – возмездие, загробные ревность и верность, участие мертвых в жизни живых, ожившие статуи и проч. Огромный импульс для творчества давала и проблематика пушкинского цикла, где психологические, исторические или философские проблемы, поставленные с необыкновенной остротой, развиваются во всей трагической противоречивости. Резкая контрастность лежит в основе почти каждого образа, каждого сценического положения. Парадоксальный и трагический облик Скупого рыцаря соединяет в себе черты низменной скупости и рыцарской чести. В "Пире во время чумы" дана оппозиция "грозящей гибели" и "неизъяснимых наслаждений", жалобной песни Мери и "буйной вакхической песни" Председателя. Двумя именами озаглавлена трагедия "Моцарт и Сальери", надвое расколот изображенный в ней мир, двое формируют ее трагический конфликт. Само название трагедии "Каменный гость" представляет собой оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий "движения" и "статики". Конфликты, которые описывает Пушкин, неразрешимы. Более того, он не дает их моральной оценки, не говорит о правоте или виновности какой-либо из сторон. Задача Пушкина заключается в том, чтобы продемонстрировать диалектичность любой ситуации и психологического состояния героя. Это дает ему возможность раскрыть характеры действующих лиц с небывалой глубиной, проникая в самые сокровенные тайники человеческой души. Этой трагической противоречивостью каждого образа "Маленьких трагедий" обусловлено художественно-образное решение выставки, основанное на контрасте черного и белого цветов, имеющих основополагающее значение в человеческой жизни и природе. В связи с тем, что 2019 год объявлен в России "Годом театра", заключительный раздел экспозиции посвящен театральным постановкам "Маленьких трагедий". Первой из них стал "Моцарт и Сальери", представленный в Петербургском Большом театре 27 января 1832 года. За ним последовали "Каменный гость" (Петербург, 1847), "Скупой рыцарь" (Петербург, Москва; 1852, 1853). Многие актеры, знакомые Пушкина – Я.Г. Брянский, И.И. Сосницкий, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин – исполняли главные роли в этих спектаклях. Впоследствии в постановках "маленьких трагедий" были задействованы Ф.И. Шаляпин, И.М. Смоктуновский, В.В. Высоцкий и многие другие. На выставке можно видеть их портреты, афиши, фотографии спектаклей, а также посмотреть отрывки из фильма М.А. Швейцера "Маленькие трагедии" (1979), ставшего событием в культурной жизни нашей страны.

"Маленькие трагедии"
© Ревизор.ru