Ещё

Вам и не снилось: героические будни автобусного туризма 90-х 

Фото: HotLine.travel
Из цикла: «Лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» Выпуск 6 Акцию «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» сегодня мы хотим продолжить статьей, опубликованной в марте 2018 года. Она повествует о героических буднях автобусного туризма на заре становления отрасли, в 90-е годы. Читайте материал и обсуждайте его в профессиональном сообществе «Трэвел Президиум» в Фейсбуке.
Дипломатические интриги. Прорыв через государственные границы. Восторг от познания мира. Разбойные нападения, погони, перестрелки… что это? Рабочие будни автобусного туризма на заре становления отрасли, в 90-е годы. Сейчас, когда истекли сроки давности, туроператоры готовы приоткрыть правду о том, как всё начиналось.
Галопом по Европам
Многие наши соотечественники впервые увидели заграницу именно из окон автобусов и потом ещё не раз колесили по миру. Потому что летать самолётом в начале 90-х было гораздо дороже (сейчас, кстати, далеко не всегда так), а кроме того, туристы стремились за одну поездку посетить несколько стран. Ну и, конечно, во все времена автобусные поездки выбирали клиенты с аэрофобией, для которых воздушные пути заказаны.
Путешествия на колёсах требуют очень большой физической выносливости. Только представьте себе, каково это — ночевать в автобусе, питаться в автобусе, проводить долгие часы в очередях на таможне… Но подобные сложности в ту пору людей не пугали. Велико было желание посмотреть мир: из-за железного занавеса — вперёд, галопом по Европам! После ночных переездов люди проводили целые дни на ногах, и даже когда завершались экскурсии, они часто отказывались отпускать гидов, хотели ещё куда-то идти, что-то смотреть. Просто жаль было тратить время на сон, находясь… ЗА ГРАНИЦЕЙ.
Сам процесс организации автобусных туров — работа ювелирная: сложные маршруты, непредсказуемые ситуации на дорогах, несколько отелей по пути (а чем больше звеньев в цепочке, тем сложнее сделать её прочной). Надо столько всего предусмотреть заранее и уладить экспромтом, чтобы группа оказалась в нужное время в нужных точках. Это вам не пляж. Однако средний чек и, соответственно, прибыль в автобусном туризме изначально были весьма скромными.
Кто же они — предприниматели, которые, отказавшись от более лёгких путей, создали и развивали такой формат путешествий? Это люди особые, их сценарии поведения и взгляды на бизнес отличаются от общепринятых в туристической деловой среде.
В огромном потоке российских туристов, устремившихся в Европу, было много перебежчиков — людей, которые ехали с целью нелегальной иммиграции. Спасибо им за усложнившиеся визовые процедуры.
Например, автобусники всегда были способны договориться между собой и даже соблюдали эти договорённости (в отличие от гигантов массового поточного туроперейтинга). Совместно грузить рейсы, друг друга выручать, а если надо — сообща отстаивать свои интересы… В истории отрасли известен даже случай, когда операторы автобусного туризма вышли на уличный пикет, выражая протест против действий французского консульства, из-за которых у клиентов срывались поездки.
Да, предпринимателей в этой сфере бизнеса многое объединяет, хотя пришли они сюда самыми разными путями, первоначально даже не предполагая, куда заведут их причудливые маршруты жизни. Вот две реальные истории о дамах, которых называют в числе первооткрывателей автобусного туризма.
Венг. И точка
Елена Попова, основательница туроператорской компании «Старый город», по образованию инженер-строитель, по духу — групповод. Это забытое слово из советского прошлого можно заменить современными синонимами — лидер, исследователь. С такими характеристиками Елена не смогла усидеть на монотонной инженерной работе и в 80-х годах неожиданно для всех устроилась именно групповодом в профсоюзное бюро путешествий и экскурсий. Мизерная зарплата — 90 руб. в месяц, зато драйв — общение с людьми, поездки, бесплатные экскурсии, музеи!
Сотрудники турфирмы «Старый город» планируют для своих клиентов автобусный маршрут по Европе.
Потом была аналогичная должность в одном из кооперативов по приёму иностранных туристов, и параллельно с этой работой Елена сама начала ездить за границу — в Будапешт.
Сейчас уже трудно передать чувства советского человека, впервые оказавшегося за границей, пусть даже не в капстране, а в соцлагере. «Эта особая атмосфера европейского города, эти благополучные люди в окнах уютных кафе… Эти магазины! Другая жизнь», — вспоминает Елена. Узнав вкус путешествий, хочешь ещё и ещё. Но в 1991 году возникла проблема — очень резкий виток инфляции: в январе доллар стоил 15 руб., а в ноябре — уже под 50. Ездить в Венгрию стало дорого, так что появилась идея — окупить поездку, собрав группу других туристов и на этом заработав.
Обыденные вещи, которые в Европе продавали на каждом шагу, для первых гостей из России были фетишами. Символами красивой жизни.
Вышли на венгерскую фирму, которая взялась забронировать гостиницу и сделать туристам приглашения для оформления выездных виз в ОВИРе (въездных виз страны бывшего соцлагеря тогда ещё не ввели). Маршрут проложили такой: из Москвы до Ужгорода на поезде, оттуда в Будапешт на автобусе, который арендовали в ужгородском транспортном предприятии (за 100 долларов на три дня). Вместе с размещением и скромной экскурсионной программой турпакет стоил 56 долларов (+ ж/д), получалось выгодно.
Дали в «Вечерней Москве» рекламное объявление — наверное, самое короткое в истории бизнеса, состояло оно из четырёх букв и точки: «Венг.». И номер телефона, причём цифры в нём шли подряд, без дефисов — ради экономии, ведь оплата взималась за каждый печатный знак.
И на это манящее слово «Венг.» буквально сразу собралась группа из 40 человек, причём в дальнейшей рекламе уже практически не было необходимости. Съездив за границу, люди возвращались снова и снова, приводили родственников и друзей, клиентура росла.
Всё это были шоп-туристы — они везли в Венгрию любые вещи, которые только могли купить в своей стране: какой-то текстиль, наборы инструментов, бензопилы, детские игрушки. Сбывали это на рынках в Будапеште, покупали там что бог пошлёт и перепродавали потом в России.
Смешной случай: один деятель поехал в тур с кучей заводных игрушечных курочек — 500 штук. Мы запустили их скакать по салону. Представьте себе — полный автобус курочек!
Таких путешественников называли «челноки», «мешочники». А среди них, между прочим, попадалась высокообразованная публика — кандидаты и доктора наук, журналисты-международники, инженеры, медики, сотрудники правоохранительных органов, в том числе КГБ. «Одно время с нами ездила дама — ведущий театральный деятель, — вспоминает Елена Попова. — Всем тогда приходилось искать способы выживания, поскольку обеспечить себя и семью за счёт основной работы было очень проблематично».
Магазины поначалу были главными достопримечательностями для россиян за границей. Купил магнитофон на продажу — считай, отбил поездку.
Кроме поездок на рынки и в магазины, в программу туров включались, конечно, и экскурсии, клиенты хотели взять от путешествий максимум. «Какая была атмосфера в этих путешествиях! Во время ночных переездов говорили о политике и об искусстве, спорили, читали стихи…»
Попадались и проблемные туристы — из тех, с кем больше не хотелось иметь дело, буйные во хмелю. Таких заносили в «черный список» и в дальнейшем с собой не брали, а они всеми правдами и неправдами пытались вновь затесаться в группу. Даже предлагали взятки сотрудникам турфирмы, как-то раз Елена Попова уволила менеджера за такую коррупцию.
Году в 1993-м компания, получившая название «Старый город», отошла от шоп-туризма в сторону экскурсий и стала расширять географию: Италия, Австрия, Франция — далее везде.
Футболисты и церковный хор Ольга Санаева, создавшая в начале 90-х турфирму «Анкор», в прошлой жизни не имела никакого отношения к туризму. Она преподавала математику и сопромат, собиралась эмигрировать в США и даже жила там какое-то время, чуть не вышла замуж за американца… Но тянуло на родину, в итоге Ольга вернулась в Россию. Знакомства, появившиеся в Америке, как раз и привели её в индустрию путешествий.
Сначала она помогала решать разные рабочие вопросы американскому туроператору «Мир», который отправлял туристов в Россию. А когда Ольга вникла в специфику этой деятельности, она решила заняться организацией выездных туров для россиян.
Мысли материальны, так что вскоре появились и заказы. Порой совершенно безумные. По этим сюжетам можно снимать фильмы в духе Георгия Данелии.
Например, первая группа туристов, попавшая к Ольге Санаевой через десятые руки от знакомых предпринимателей из Питера, направлялась в греческие Афины. «Какой же был шок, когда уже в пути ко мне подошёл один из туристов и сказал: „Я маэстро. Когда у нас будут концерты?“ — вспоминает Ольга. — Ни о каких концертах я даже не знала, думала, что везу людей на отдых. Оказалось, это православный хор, и артисты уверены, будто бы едут на гастроли!»
Группа клиентов «Старого города» фотографируется на память рядом с туристическим автобусом. Столько всего повидали вместе!
Что показательно, Ольга Санаева уже в Греции смогла экспромтом устроить для клиентов три концерта и одно выступление в церкви.
Второй заказ был не менее странным. Двадцать пожилых дам решили съездить во французскую столицу (может быть, под впечатлением фильма «Увидеть Париж и умереть», который вышел как раз в 1992 году). Причём старушки хотели по дороге осмотреть максимальное количество европейских стран, поэтому в качестве средства передвижения выбрали автобус. А для удешевления поездки искали себе попутчиков. Угадайте, кого нашли? Большую компанию молодых и шумных футбольных фанатов, которые стремились в Париж на матч с участием «Спартака»
Вот эта странная группа и обратилась в турфирму Ольги Санаевой с просьбой организовать поездку.
Большую часть пути молодые люди веселились и шумели, а старушки на них сердито шикали. Сопровождающие по мере сил старались разрядить атмосферу. Но в Париже все ощутили такую эйфорию, что в автобусе восторжествовали примирение и согласие. Дамы увлекли футболистов за собой в Лувр и Версаль, а сами потом последовали за ними на стадион смотреть игру «Спартака».
Так вот и начался автобусный туризм в жизни Ольги Санаевой.
Автобус для первых рейсов брали в аренду у Московского мелькомбината — роскошная была по тем временам машина: с кондиционером, биотуалетом, мини-кухней и спальным местом для водителя. Даже непонятно, как это чудо техники оказалось в распоряжении мукомолов.
Потом заключили договор с немецкой транспортной компанией Reichert, которая выполняла рейсы из Берлина в Москву, но внезапно оказалась лишена лицензии на регулярные рейсы и терпела убытки из-за простоя техники — 96 отличных «Мерседесов». Заказ от туроператора на поездки по Европе был для Reichert настоящим подарком судьбы.
Туры от «Анкор» были достаточно дороги — цены начинались от 300 долларов на человека, но недостатка в клиентах не возникало. Компания быстро нарастила объёмы, хотя никогда не занималась организацией шоп-туров, подчёркивает Ольга Санаева. Только экскурсии. И ещё имелась у «Анкор» отличительная черта: в отличие от конкурентов туроператор не применял комбинацию ж/д + автобус. Туристы весь путь из России в Европу проделывали исключительно на автобусах — в этом были свои удобства. Во-первых, скорость: допустим, выезжали в 20:00 из Москвы и к полудню следующего дня были уже в Берлине. Во-вторых, не требовалось пересаживаться с одного вида транспорта на другой.
Времена меняются, но этот формат путешествий до сих пор живет. По-прежнему есть люди, готовые сесть в автобус у метро «Парк Победы» и колесить по Европе с компанией «Анкор».
Консульства и перебежчики
Хотелось бы рассказать истории многих других предпринимателей автобусного туризма. И мы это обязательно сделаем в книге, посвящённой становлению индустрии путешествий в России, которую готовит к печати объединённая редакция «БАНКО».
А в продолжение этой публикации — мнения экспертов о том, какими были главные сложности при организации автобусных путешествий в лихие 90-е.
Начнём с того, что сам формат поездок по Европе с посещением нескольких стран предполагал особо сложные визовые процедуры. Ведь никакого Шенгена в прошлом веке не существовало, и для въезда в каждое государство (не считая, опять же, бывшего соцлагеря) требовалась отдельная национальная виза.
Правда, в самом начале 90-х был короткий период, когда западный мир охватила эйфория по поводу демократических перемен в нашей стране, Россия виделась в ореоле особой перестроечной романтики. Поэтому визы нашим соотечественникам тогда давали на ура.
История из практики Ольги Санаевой. Её туристы находились во Франции и планировали ехать в Амстердам, но разрешение на въезд в Голландию для них турфирма по неопытности сделать забыла. Ольга собрала с клиентов паспорта и пошла в консульство Голландии в Париже. Представьте, её принял сам консул, выслушал и сказал: «Документы при вас? Тогда давайте будем оформлять визы». «Как же? Нужны ведь анкеты с подписями туристов», — сказала Ольга. «Да, нужны. Сейчас мы с вами их прямо здесь заполним и распишемся за клиентов, — ответил консул. — Разве мы можем допустить, чтобы путешественники из России не попали в Голландию?»
«Увидеть Париж и…» Правильно, умереть! Название этого фильма (1992) стало для россиян своеобразным слоганом французской столицы.
Вот так приветствовал Запад наших соотечественников на заре туристического бизнеса. Но это благодушие быстро испарилось, и вскоре взаимодействие с консульствами стало отнимать очень много времени и сил. «Визовый отдел в нашей компании всегда был весьма многочисленным, поскольку надо было оформлять для клиентов разрешения на въезд практически во все европейские государства, — говорит Татьяна Козловская, основательница туроператорской компании „Интерс“. — Благо Италия и некоторые другие страны делали групповые визы — сдаёшь паспорта, в них ставят печати — и всё».
Однако большинство консульств создавало туристическому бизнесу стресс. «Постоянно менялись правила, курьерам турфирм приходилось выстаивать длинные очереди вместе с частными заявителями — никакой разницы между аппликантами дипмиссии поначалу не делали, — говорит Карен Гончаров, руководитель компании DSBW-Tours, которая начинала с автобусного туризма. — Но плюс заключался в том, что была возможность контактировать лично с сотрудниками консульств, находить общий язык и решать проблемные вопросы. Со временем мы достигли такого мастерства, что смогли делать самые сложные туры — например, „Четыре скандинавские столицы“, где требовалось, соответственно, четыре визы, и каждая из них официально делалась одну-две недели. Но у нас весь процесс укладывался в месяц».
Отдельные проблемы в отношениях с консульствами создавали клиенты-невозвращенцы. То есть люди, которые покупали автобусные туры с целью выехать из России и навсегда остаться в Европе.
«У нас был такой случай во Франции, признаётся Елена Попова. — Средство от этого было только одно — предлагать более дорогие туры, что мы и делали. Люди, которые планировали нелегальную эмиграцию, не считали нужным тратиться на экскурсионку и комфортное размещение, выбирали максимально дешёвые варианты».
По словам Карена Гончарова, клиенты иногда с порога прямо так и заявляли: «Программа тура значения не имеет. Нам бы только за границу выехать». Естественно, в DSBW отказывали — проблем с консульствами не хотелось. Ведь когда турист отбивался от группы, туроператор де-юре должен был заявлять об этом в дипмиссию той страны, где потерялись следы перебежчика. И могли быть негативные последствия. Какие? «Предупреждение, лишение на какое-то время аккредитации, беседа с консулом…» — вспоминает Карен Гончаров.
Погони и перестрелки
Говоря об автобусном туризме, нельзя не упомянуть и о том, что в 90-х годах он привлекал к себе особое внимание разношёрстных бандитов. Подробно на тему криминала в туризме читайте на стр. 24 — в частности, о том, что на заре индустрии ни одна коммерческая структура не могла выжить без крыши — либо бандитской, либо милицейской. Но автобусников это не спасало — их клиенты колесили через всю Россию и Восточную Европу с деньгами в карманах и неизбежно привлекали к себе внимание разбойников с больших дорог.
До сих пор не все готовы говорить об этом. Например, в DSBW уклончиво намекают, что слышали от коллег разные остросюжетные истории. Елена Попова вспоминает смешные эпизоды — как у кого-то цыгане украли бензопилу, предназначавшуюся для продажи в Венгрии. Как в Венгрии заезжие российские рэкетиры требовали денег, но туристы с опытом работы в спецслужбах нашли аргументы, и братки ретировались.
А другие эксперты говорят о бандитизме как о страшной проблеме 90-х годов. Туристические автобусы в пути периодически подвергались разбойным нападениям — особенно часто это происходило во время ночного переезда через Польшу. Бандиты стреляли по колёсам, и тут всё зависело от мастерства водителя, от того, насколько хорошо он знает маршрут и окрестности. Если уйдёт от погони — молодец. А если остановится — пассажирам придётся прощаться с деньгами.
В России тоже случалось разное. Например, однажды компания Ольги Санаевой организовала посадку клиентов в автобус на Казанском вокзале для отправки за границу. И они попали в поле зрения местной преступной группировки — братки стали угрожать и требовать денег. Туристы разбежались, а Ольгу бандиты приковали наручниками к креслу автобуса — в ожидании, пока её коллеги привезут выкуп.
Другой эпизод из жизни. Детская группа на экскурсии в Париже, автобус ждёт их где-то в центре города — и тут в него заходят соотечественники с бритыми затылками и характерными повадками. Главный заявляет: «Я Алексей, центровой по Парижу. Теперь вы с каждой группы должны нам 1000 долларов». Этот инцидент получилось урегулировать при содействии французских правоохранителей, и больше бандиты в Париже клиентов не беспокоили.
Как же российские туристы отваживались ехать за границу автобусом, зная об этих рисках? Дело в том, что в 90-х годах опасность была разлита в воздухе нашей страны, говорят туроператоры, это была часть повседневной жизни людей, в которых естественным образом формировалась особая устойчивость к стрессу.
Прошло время, бизнес изменился. Визовые процессы формализованы, очереди на таможнях — редкость, туристы-шопники стали респектабельными предпринимателями или ушли из бизнеса. А для путешественников, желающих открывать для себя мир, самолёт теперь зачастую дешевле автобуса. Но автобусный туризм продолжается. Скромное обаяние этого формата создаёт вокруг туроператоров постоянную клиентуру и привлекает новых адептов. И сегодня уже мало кто из них может себе представить, через что проходили их предшественники на заре коммерческого туризма.
Следующей статьей в рамках акции «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» станет специальный обзор, посвященный турецкому рынку 2015–2017 годов. Читайте в четверг, 6 июня, на нашем сайте.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео