Войти в почту

Намахали палочками. Сколько зарабатывают главные дирижеры России

Дирижер в России – гораздо больше, чем дирижер. Под управлением людей с палочками находятся большие коллективы, фестивали, концертные и театральные площадки. «Собеседник» попытался оценить не только их доходы, но и влияние. 1. «Человек-космос» Валерий Гергиев, 66 лет У него в управлении – три сцены Мариинского театра в Петербурге (он гендиректор Мариинки), Приморский театр на Дальнем Востоке, две площадки во Владикавказе и Пасхальный фестиваль, который охватывает всю страну. Он почти уже объединил Вагановское училище и Петербургскую филармонию под своим началом, но общественность воспротивилась. Запустил строительство зала «Зарядье» с Москве, этот зал предназначался ему. Стал главным дирижером Мюнхенской филармонии. Руководит Венской филармонией. До 2015 года возглавлял Лондонский симфонический. Председатель Всероссийского хорового общества. Люди, работающие с ним, не понимают, когда он спит. Говорят, у него в руках не видели ни кошелька, ни даже карточки. Как у Путина. Возле него всегда есть кто-то, берущий на себя бытовые вопросы. С журналистами он может поговорить только на ходу – в самолете, машине или поезде. Штаб-квартиры у Гергиева по всему миру – там, где он работает, дирижирует. Но его семья живет в Петербурге. На даче в Репино у него есть личный концертный зал (стройка обошлась в 150 млн рублей), куда приезжает Путин. По некоторым данным, Гергиев – самый богатый человек в мире музыки. Настолько, что Минкульт уже два года не публикует его декларацию. 2. «Человек Возрождения» Михаил Плетнев, 62 года Руководит основанным им самим 20 лет назад Российским национальным оркестром (96 музыкантов, спонсор РНО – Фонд Прохорова). Но это исключительно художественное управление – Михаила Плетнева называют мозгом и вдохновителем РНО, он интроверт, стремится дистанцироваться от чиновничьего официоза. Композитор и один из сильнейших пианистов планеты. У него много сольных контрактов, не связанных с РНО. Например, он руководит оркестром в Швейцарии. Есть целый штат фанатов из Японии и Китая, которые колесят за Плетневым по миру. Впрочем, РНО тоже постоянно загружен турами: Америка, Европа и очень много Китая. Кроме массы европейских фестивалей, Плетнев проводит Фестиваль РНО в Москве. В России основал Фонд поддержки национальной культуры. У него есть недвижимость в Таиланде, там же есть и спортивная школа бадминтона, куда приезжала играть Алина Кабаева. Он управляет собственным самолетом, знает 16 языков. С 1996 года Плетнев живет в Швейцарии, у него двойное гражданство, и точная величина его доходов неизвестна. 3. «Маэстро Обаяние» Владимир Спиваков, 74 года Худрук Национального филармонического оркестра России (80 музыкантов) и оркестра «Виртуозы Москвы» (33 музыканта). А также президент Московского международного дома музыки – это десятиэтажное здание с трехэтажным стилобатом и двухэтажным подвалом, уходящим на 6 метров под землю. Площадь ММДМ – 42.000 кв. метров. Его оркестры «самые российские» – концертируют по всей стране. Сам Владимир Спиваков – на пятом месте в мировом топе скрипачей, дает концерты с 1965 года, а Довлатов в «Соло на ундервуде» описывает, через какой абсурд тому приходилось прорываться (из СССР не хотели отпускать как еврея, а в Штатах встречали с лозунгами «Прочь, агент КГБ!»). В 2001 году организовал фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», а 15 лет назад учредил Фонд Спивакова для помощи молодым талантам. Владимир Спиваков задекларировал доход за 2018 год в 73,5 млн руб., и это меньше на 9 млн, чем в 2017 году. Средняя зарплата худрука двух оркестров за месяц – 345 тысяч. Владеет скрипкой Страдивари. С 1989 года живет на три страны – Испания, Франция и Россия. 4. «Живая легенда» Юрий Башмет, 66 лет Руководит двумя крупными оркестрами – «Солисты Москвы» (22 музыканта, спонсор – Bosco di Ciliegi) и «Новая Россия», состоящим из 120 человек и занимающим старинный трехэтажный особняк на Большой Никитской. Башмет как альтист выступает абсолютно на всех лучших сценах мира. После смерти Рихтера стоит во главе придуманного Рихтером фестиваля «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее. Проводит фестивали в Ярославле, Хабаровске и Большой фестиваль искусств в Сочи. 25 лет назад основал единственный в России Международный конкурс альтистов, но в том или ином качестве он управляет еще пятью аналогичными конкурсами в Европе, а также благотворительным фондом. Башмет дирижирует многими зарубежными оркестрами, особенно его зовут в Китай и Гонконг. В Москве его можно найти в «Русском концертном агентстве» (еще один особняк на Большой Никитской) и в «Башмет-центре» – памятник архитектуры на Большой Полянке. География его концертов по России почти экстремальна. «По таким городам езжу – мало не покажется: Анадырь, Абакан, Магадан, Новоуральск», – признается Юрий Абрамович. За оркестры он получает примерно 330 тысяч рублей в месяц, а общий доход за 2018 год составил 73,5 млн рублей, это на 13 млн больше, чем годом раньше. Владеет машинами «Кадиллак Девил» и «Мерседес Гелендваген». 5. «Большой дирижер Большого» Владимир Федосеев, 86 лет 35 лет он главный дирижер Большого симфонического оркестра им. Чайковского. В БСО ровно 100 человек. Финансовую поддержку оркестру оказывает ЛУКОЙЛ. БСО базируется в огромном здании на Малой Никитской – там же, где находится ВГТРК. Кроме БСО, Федосеев дирижирует оркестрами в Германии, Франции, Японии и Швейцарии. Почти десять лет был дирижером Венского симфонического. А с 2009-го главный дирижер Миланского симфонического оркестра им. Верди. Средняя месячная зарплата у главы БСО 328 тысяч рублей. А совокупный доход за год – 6,5 млн рублей, почти на 2 млн больше, чем в 2017-м. У Федосеева в декларации указан «Фольксваген», хотя в прошлом году был еще и «Ауди». * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2019 под заголовком «Намахали палочками».

Намахали палочками. Сколько зарабатывают главные дирижеры России
© ИД "Собеседник"