Войти в почту

4 июня – важная дата для российского музейного дела

Домик Петра I - старейшее здание Санкт-Петербурга, собственно, первая постройка будущей столицы. В нем в теплые сезоны жил император-реформатор с 1703 по 1708 годы. Деревянный дом площадью 60 квадратных метров построили солдаты всего за три дня - с 4 по 6 июня 1703 года. Царь выбрал для него такое место, чтобы видеть из окон бастионы Петропавловской крепости. Жилище царя возвели из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы, но в оформлении дома доминируют черты голландской архитектуры: высокая крыша, большие окна, декоративные элементы по краю крыши. К слову, император повелел обтесать бревна и расписать их "под кирпич". На следующий день после завершения строительства в домике отпраздновали основание нового города. После постройки Летнего и Зимнего дворцов Пётр более не жил в этом домике. Но все последующие российские императоры сохраняли и поддерживали дом в надлежащем виде, как своеобразный памятник основателю империи. Так, Екатерина II повелела оградить домик каменным чехлом на прочном фундаменте с железной крышей, что и было сделано в 1784 году. При Николае I, в 1844 году, футляр дома заменили новым, который спроектировал архитектор Р. И. Кузьмин. В последующие "николаевские" годы домик окружили садом и огородили металлической решеткой. В таком виде с незначительными изменениями домик дошёл до наших дней. В 1875 перед постройкой установили бронзовый бюст Петра I. В 1930 году Домик Петра стал историко-мемориальным музеем. В этом качестве он пережил Великую Отечественную войну, когда был максимально замаскирован, и в сентябре 1944 года первым из музеев Ленинграда открылся для посетителей. В послевоенные годы в музее провели несколько этапов реставрационных работ. Ныне экспозиция музея состоит из двух разделов: гостям показывают сам домик и выставку личных вещей Петра I, предметов обихода его эпохи, материалов о Северной войне, основании Петербурга и документов о строительстве и реставрации Домика. Третьяковская галерея. Современный вид. Фото: stuki-druki.com 4 июня 1856 года купец-меценат Павел Третьяков основал московский художественный музей, из которого "выросла" известная во всем мире Государственная Третьяковская галерея. Открытие музея было очень не быстрым процессом. Открыла галерея двери публике только в 1867 году. Однако датой ее создания считается 4 июня 1856 года: день, когда Павел Третьяков купил две работы современных ему русских художников. Это были "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова. Скорее всего, это не первые приобретения мецената, но достоверных данных о более ранних покупках произведений искусства не сохранилось. В 1862 году Третьяков приобрёл полотно Василия Перова "Сельский крестный ход на пасхе" – антиклерикальную сатиру с пьяными попами – и стал участником "разбирательства" с полицией. В дальнейшем годы в собрание будущей галереи вошли работы художников-передвижников: "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" Николая Ге, картины Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи и Карла Гуна. Формировать экспозицию и подбирать полотна помогал владельцу художник Иван Крамской. В 1867 году Третьяков открыл для общественности музей в Лаврушинском переулке, который назывался "Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых" и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских мастеров, а также 84 иностранные картины. В 1892 году галерея именно с таким количеством экспонатов была передана в собственность Москвы.

4 июня – важная дата для российского музейного дела
© Ревизор.ru