Войти в почту

Resett (Норвегия): Евросоюз — современная версия Священной Римской империи

Окончательные результаты выборов в Европарламент опубликованы — обошлось без особых сюрпризов. Прогнозы более или менее воплотились, а из этого следует, что в ближайшие годы общий курс ЕС коренных изменений не претерпит. Несмотря на небольшую рокировку в Европарламенте в Страсбурге в пользу евроскептиков, еврофильские силы — якобы консервативная Европейская народная партия (EPP), Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D)и Альянс демократов и либералов за Европу (ALDE) — сохранили за собой комфортное большинство. Все эти партии — по сути своей сторонники нынешнего политического курса, и поэтому либеральная философия ЕС и его институциональная архитектура останутся незыблемыми. С другой стороны, нынешний политический статус-кво в ЕС имеет очевидные институциональные недостатки и не может считаться устойчивым перед лицом глобальных угроз 21-го века. Сегодня в ЕС преобладают архаичные, косные и бюрократические механизмы принятия решений, основанные на консенсусе, и они не поспевают за международными экономическими реалиями и вызовами в сфере безопасности. Без новых, более эффективных механизмов принятия решений ЕС захромает на обе ноги. Альянс окажется уязвим для неожиданных потрясений на международной арене и не сможет удовлетворительно отстаивать свои реальные политические интересы. В этой связи поразительны параллели с непрерывным упадком некогда могущественной Священной Римской империи. Пережиток эпохи Как политическая организация ЕС сформирован реалиями международной политики безопасности и постепенно возник во второй половине ХХ века. Эта международная система — известная как либеральный миропорядок — основана на верховенстве закона и строится на всеобщем уважении к многосторонним институтам для поддержания между государствами мира и согласия и всеобщем признании международного права. Сейчас уже не вызывает сомнений, что миропорядок этот лежит на смертном одре. Либерально-идеалистические силы по всему миру давно переживают кризис, а в международные отношения неуклонно возвращается «реальная политика», то есть прагматика. В мире, где все решает политический реализм, нынешние архаичные механизмы принятия решений ЕС обречены. Институты ЕС создавались в совершенно ином международном политическом климате и поэтому для эффективной защиты реальных политических интересов Европы в мире, где правят реализм и прагматика, не приспособлены. Негибкие и заторможенные механизмы, где каждое решение проходит целый ряд инстанций, мешают альянсу быстро и адекватно реагировать на сложные политические вызовы. ЕС не раз демонстрировал полную неспособность решить основные проблемы в области и экономики и безопасности, которые встали перед Европой 21-го века. Трусливый и запоздалый ответ ЕС на серьезнейшие из недавних политических вызовов — включая миграционный кризис, кризис евро и кризис на Украине — ситуацию не только не решил, но, возможно, даже усугубил. Дежа вю? Несмотря на огромный потенциал ЕС в качестве второй по величине экономики мира, в решении проблем безопасности альянс практически бессилен. В этой связи многие ученые — причем как историки, так и политологи — проводят параллели между нынешним ЕС и Священной Римской империей германской нации. Священная Римская империя появилась в IX веке и просуществовала почти тысячу лет, пока в 1801 году ее не ликвидировал Наполеон. Долгое время империя была военной, политической и экономической сверхдержавой, но из-за механизмов управления, устарелых даже в тогдашних политических реалиях, постоянный упадок сделался неизбежностью. Несмотря на благоприятную демографию и относительно мощную экономику Священная Римская империя начала отставать и сдавать позиции, а в конечном счете ее полностью разрушили более молодые национальные государства — благодаря более эффективной бюрократии. Как и ЕС, Священная Римская империя была одержима законами и процедурами в ущерб живому участию и эффективности. Для обоих характерна склонность к архаичным, косным, забюрократизованным и основанным на консенсусе механизмам принятия решений, а это лишает государственный аппарат маневренности в условиях внешнеполитического соперничества. Политическая развилка В своем нынешнем виде ЕС не может считаться устойчивым политическим образованием. Поэтому чтобы не оказаться на свалке истории, альянсу предстоят реформы. Выбор пути обозначился четко: либо европейский федерализм и европейская сверхдержава с урезанными полномочиями государств-членов, либо усиление децентрализации и рост полномочий национальных государств в ущерб Брюсселю. По всей Европе наметилась явственная тенденция: еврофедералистские силы попали в шторм и едва выгребают. Недовольство Брюсселем распространяется по всему континенту, и оппозиция ЕС крепнет с каждым избирательным циклом. Европейцы из всех слоев общества все меньше расположены делегировать свой национальный суверенитет Брюсселю. По всему континенту перед еврофилами встала серьезная дилемма. С одной стороны, вести ЕС в сторону федерализма становится все труднее — учитывая нынешний политический климат. С другой стороны, ближайший срок полномочий может стать последним шансом осуществить мечту о европейской сверхдержаве — иначе евроскептики соберутся с силами, и будет уже слишком поздно. Следующие несколько лет станут определяющими для судьбы Европы в 21-м веке.

Resett (Норвегия): Евросоюз — современная версия Священной Римской империи
© ИноСМИ