Войти в почту

«Главное — не ломаться»: насколько жив предпринимательский дух в наших непростых реалиях?

В первую очередь приходит мысль о том, что смысл предпринимательства заключен в усердном служении каким-то внеположным ему целям: благополучию семьи, общества, церкви, нации, государства. Допускаем даже, что отдельные сознательные представители бизнес-сообщества лелеют мечту облагодетельствовать все человечество. В сущности, именно в категориях служения «городу и миру» оправдывалась жизнь торговцев и финансистов во все эпохи человеческой истории. Но, как ни естественна и похвальна забота о близких и тем более не столь близких людях, подобное оправдание предпринимательства остается неполным, отчасти риторичным и даже натянутым, ведь оно ничего не говорит о существе самой предпринимательской деятельности. В широко отмечаемый на этой неделе День предпринимателя KONKURENT.RU решил выяснить у представителей 90-х и нынешнего поколения, что же это такое — «предпринимательский дух». Тамара Вавилова, предприниматель, глава ресторанно-гостиничного комплекса «Ностальгия»: «У такого умного и талантливого народа, как наш, не может не быть предпринимательского духа. Однако не так просто все дается, и этот дух нужно обязательно поддерживать деятельностью. И тогда, вне всякого сомнения, все будет хорошо. Иной раз поражаешься, как у нас люди умеют быстро предпринимать, и насколько жив предпринимательский дух в наших непростых реалиях. Ведь довольно быстро мы этому научились — всего за 30 лет: на своих ошибках, на своих тумаках и шишках. Я тогда прочла очень много книг крупных предпринимателей, таких как Хендай и МакДональдс, изучала их биографии — о том, как они создали свой бизнес. Я многое от них брала. Тогда для нас, советских людей, это все было в новинку. С людьми было очень приятно работать, потому что сотрудничество было основано на доверии. Когда мы только начинали, у нас были салон-галерея и ресторан. И были поставщики из Москвы, которые поставляли в салон изделия народных промыслов. Для меня удивительно, что они готовы были высылать товар без предварительной оплаты, на доверии. Печально, что современная культура жизни стала потребительской, воровской, и юное поколение все это впитывает и, более того, считает нормой. Если сравнивать 80-е годы и как сейчас, то, с одной стороны, стало проще заниматься бизнесом, с другой — сложнее. Проще — потому что появилось больше возможностей перенимать зарубежный опыт. Скажем, я очень много чего привезла из-за границы, многому там научилась. У нас «Вишневый сад» изначально был совместным проектом с американцами. С другой стороны, мне кажется, что сейчас стало сложнее открывать бизнес, чем было тогда. Это связано с тем, что уже много чего есть, чем-то удивить сложно. А в те годы почти ничего и не было. Когда я начинала (в 1988?г.), налоги были значительно ниже, и все услуги были очень востребованы. Люди радовались, когда мы открыли первый частный ресторан, где было вежливое обслуживание и качественная еда. На тот момент я была уже взрослой женщиной, мне было 40, и я старалась, чтобы все было достойно. По моим воспоминаниям, для бизнеса тогда было очень хорошее время, даже несмотря на беспредел чиновников, проверяющих организаций и криминал. И хочу сказать, что дух предпринимательства мало чем отличается в России и за рубежом. Пожалуй, разница только в том, что у нас народ бедно живет, и покупательная способность народа очень низка». Виктор Марченко, основатель ГК «Зеленые листья»: «Предпринимательство значительно изменилось по сравнению с 90-ми годами. Тогда мы могли себе позволить быть романтиками, заниматься созиданием, своим любимым делом. Нынешние бизнесмены — насквозь прагматики, «счетоводы». Раньше рентабельность была десятки процентов, сейчас — единицы. Но в те времена была проблема в отсутствии денег, чтобы купить товар или оборудование. Сейчас проблема — продать товар. В 90-е, если вам удавалось получить кредиты или займы, то давали их на несколько месяцев и под высокие проценты, при этом процентная ставка доходила до 200–250 годовых, а штрафные проценты доходили до 1000. Но даже при этом предпринимателям удавалось заработать хорошую прибыль, так как инфляция была всегда выше, чем проценты по кредитам/займам. Сейчас деньги «дороже» инфляции, а платежеспособность населения падает. Конкуренция резко обострилась. Чем отличается предприниматель от обычного человека? Все мы имеем мечту, но бизнесмен берет на себя ответственность за ее реализацию. Что значит пуститься в плавание среди сплошных опасностей. Где взять денег, где взять работников, как сделать, как продать… и пошло-поехало. Наверное, этот же дух остался и сейчас. Но современный предприниматель больше считает риски, проценты, гораздо менее авантюристичен и более грамотен юридически». Генриетта Латушкина, предприниматель, основатель магазина «Мастер»: «Сколько себя помню, я всегда была предпринимателем. Была такая история, которую никогда не забуду. Когда я не поступила в институт, то пошла работать старшей пионервожатой в школу. Год проработала с большим удовольствием, потом туда пришла моя родственница. Она потом рассказывает: «Целый год слушала только о тебе разговоры — настолько ты была предприимчивой». Кем только я не была. Занималась всем: была и депутатом краевого совета, и членом Пленума горкома партии (в партию вступила в 20 лет). А работала настройщиком пианино и роялей на фабрике пианино. Когда пришла пора готовиться к пенсии, то я ушла работать в учреждение бытового обслуживания «Кварц». Там я организовала мужчин-настройщиков. В 1987?г. я, уже как предприниматель, создала кооператив «Музыкальный мастер». На тот момент в нем было 17 мужчин-настройщиков. Это были мастера по духовым инструментам, по баянам, по аккордеонам, по скрипкам и по щипковым инструментам. В то время мы ездили по всему краю и настраивали музыкальные инструменты во всех музыкальных школах и военных частях. Благодаря этому опыту я отлично знаю Приморье. Я — рабочий человек, и специального образования у меня нет. Просто я умею все организовывать. Такая способность у меня от природы. В 1990?г., когда культура пошла на спад, в музыкальных школах убрали ставки настройщиков. И тогда я переименовала «Музыкальный мастер» в «Мастер». Благодаря дочери (она у меня портниха) занялась тканями и фурнитурой. И сейчас работаю с Республикой Корея, с КНДР, с Китаем, с Арабскими Эмиратами, с Турцией и многими другими странами. И в этом нет ничего страшного. Товар поставляется на реализацию без предоплаты. Я считаю, что в отношениях с партнерами большую роль играют как организаторские способности предпринимателя, так и человеческие качества: чем ты порядочнее и честнее, тем тебе больше доверяют. Предпринимательство не должно быть воровством. Я никогда ничего не украла, все честно заработала. Есть три слова, которые я ненавижу: «лень», «воровство» и «вранье». У нас сейчас, к сожалению, всего этого стало очень много». Леонид Премингер, основатель «Окна Вестфалии»: «Менталитет предпринимателей здорово изменился. Но чиновники, как и раньше, мешают работать. Казалось бы, свободный порт Владивостока… У меня там несколько компаний, и что? На уровне муниципалитета все встает. По полгода и больше ждем разрешения на строительство, выбиваем техусловия. Хуже, чем было раньше. Чем отличаются молодые бизнесмены? Стали грамотнее, но менее социально развитые. Думают о людях мало, больше — о зарабатывании денег. Психология, школа, которая учит совершенно иному. Не думают об окружении, о расслоении общества. У нас малый процент очень богатых и огромный процент бедных. Классовое расслоение невероятное. Что такое предпринимательский дух? Бойцовый. Что бы с тобой ни случилось, биться за прибыль. Ставишь цели и добиваешься их, невзирая на противодействие. Не всегда даже, к сожалению, законными методами. В России по-другому не получается. Главное — не ломаться. Предпринимательская жилка в Российской Федерации сильная, люди инициативные. Если бы не чиновники, горы бы свернули».

«Главное — не ломаться»: насколько жив предпринимательский дух в наших непростых реалиях?
© Konkurent.ru