Войти в почту

Как операторы связи выкачивают из нас деньги за гудки и гороскопы

Операторы связи любят эксперименты с разными вариантами «честного отъема денег». Часто пользователям подключают бесполезные услуги и снимают за них деньги. При этом поставщики услуг используют лазейки в законодательстве, делая крайним потребителя. Разберемся, какие действия предпринять, если оператор выкатил счет за самовольную смену гудка или рассылку гороскопа. Способы навязывания услуг Согласно правилам оказания услуг подвижной связи (Постановление Правительства РФ от 25 мая 2005 г № 328), оператор не может по своей инициативе и без согласия абонента подключить ему ту или иную услугу. Однако практика показывает, что закон не препятствует «операторскому рэкету». Так, абонента подписывают на бесплатный пробный период какой-нибудь услуги. По истечению времени за нее начинает взыматься абонентская плата — к тому моменту пользователь и забыл, что ему подключили ненужную опцию. Другой способ — сделать согласие на услугу неочевидным. К примеру, интерфейс пуш-уведомления выглядит так, что непонятно, закрываете вы его или подтверждаете. То же самое касается SIM-меню и встроенной в приложения рекламы. Иногда предлагают позвонить или отправить смс на короткий номер, чтобы узнать о какой-то услуге. Тем самым вы автоматически соглашаетесь на ее подключение. Подобным образом работают не только операторы, но и их партнеры, рассылающие гороскопы, анекдоты и легкую эротику. Согласие на подписку чаще всего имеет вид информационного сообщения со ссылкой. Получив подозрительное SMS, не стоит отвечать на него или переходить по прикрепленной ссылке. Также распространенной практикой является изменение тарифных планов — в них включают дополнительные опции, одновременно повышая абонентскую плату. Информацию о повышении цен размещают на сайте и в офисах, где она не бросается в глаза абоненту. Еще один хитрый ход со стороны операторов — перевод бесплатных услуг в разряд платных. С 2016 года с абонентов стали снимать деньги за оповещения о пропущенных вызовах и за интерконнект (звонки на номера других операторов). В последнем случае тарификация рассчитывается посекундно уже через несколько гудков, а не после ответа другого абонента. Все это совершенно легально, даже если не прописано в договоре об оказании услуг связи. В документах обычно есть ссылка сайт оператора, на котором можно ознакомиться с условиями. И конечно, эти условия могут измениться в любой момент. Что с этим делать Если оператор самовольно подключил вам музыкальный гудок или другую бесполезную услугу, от нее можно отказаться через личный кабинет абонента. Однако даже это не гарантирует того, что услуга не будут включена заново через какое-то время. Причем — снова без вашего ведома. Если оператор «похозяйничал» с платными опциями и за них сняли деньги — стоит потребовать их возврата. Для начала, запросите детализацию счета за спорный период. У многих операторов связи это можно сделать на сайте, через личный кабинет. Далее следует составить претензию в письменном виде. В ней указывается информация о договоре, дата и обстоятельства обнаружения навязанных услуг связи, списанная за них сумма и мотивы, по которым данные услуги не подлежат оплате. К подобным мотивам относятся отсутствие навязанной услуги в договоре, заключенном с оператором, и приложениях к нему, а также любого юридически оформленного согласия абонента. В случае, когда оператор пускает в ход отговорки, достаточно сослаться на п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Эта статья предусматривает полное возмещение убытков, причиненных потребителю «вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг)». Кроме того, можно попробовать в судебном порядке возместить причиненный моральный вред в том случае, если услуга доставила неудобства. Позитивные сдвиги Тем не менее, сейчас политика операторов меняется в лучшую сторону, и описанные выше случаи встречаются все реже. Такого мнения придерживается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Массовое навязывание услуг — история трех-четырехлетней давности, она в основном ушла в прошлое. Тогда многие пользователи возвращали деньги за подключенные услуги, и оператор почти всегда соглашался — в иных случаях на сторону абонентов вставал суд, дела выигрывались, а юридические расходы и моральные издержки ложились на операторов. При этом перевод бесплатных услуг в разряд платных аналитик связывает с экономическим кризисом, вынудившим операторов изменить условия обслуживания. После начала кризиса в 14−15 году многие услуги стали платными, например, определитель номера или уведомления о пропущенных вызовах, — поясняет эксперт. По словам Муртазина, зачастую причиной подключения услуг без ведома абонентов становится человеческий фактор. При оформлении договора клиенту предлагают выбрать дополнительные опции, однако зачастую люди не обращают внимания на условия. Кроме того, изредка консультанты подключают услуги, которые на его взгляд нужны пользователю. Тем не менее, абоненты по-прежнему теряют деньги за услуги, которые они не подключали. Однако вина за это лежит не на операторах, а на поставщиках контента по подпискам. Ситуация с распространителями подписок намного хуже, чем с операторами. Существует множество схем подключения услуг без участия абонента — достаточно зайти не на тот сайт. Зачастую мошенники вешают подписки на подобранные номера телефонов, не запрашивая никакого подтверждения. Таким образом на гороскопы с анекдотами могут подписать любые устройства с SIM-картой, вплоть до GSM-сигнализации, — Эльдар Муртазин. В большинстве случаев ответственность за действия мошенников ложится на операторов. Если вас таким образом подписали на ненужный сервис, следует звонить в абонентскую службу — в большинстве случаев расходы возмещаются, а мошенников прикрывают.