Ещё

Миллионник без транспорта: чем опасен «глухой телефон» между Текслером и Елистратовым 

Миллионник без транспорта: чем опасен «глухой телефон» между Текслером и Елистратовым
Фото: РИА "ФедералПресс"
Успеть в уходящий вагон
Пока план развития общественного транспорта курсирует между областным правительством и мэрией, подходит к концу прием заявок на торги по социально значимому имуществу ЧелябГЭТ. Напомним, весь электротранспорт областного центра, как и вся обслуживающая его инфраструктура — рельсы, контактные пути, депо и так далее, — 12 апреля были выставлены на публичной площадке по стартовой цене 1,9 млрд рублей. И выкупить его может любой интересант, располагающий этой суммой.
Ранее челябинские власти анонсировали свои намерения выкупить лот, но таких средств в городском бюджете не оказалось. Поэтому стоимость имущества была включена в те 7,2 млрд, которые запросил глава Елистратов у  в разработанной мэрией транспортной концепции.
Документ этот еще 22 апреля поступил в распоряжение врио губернатора. Теперь он гуляет в Сети, испещренный его замечаниями. Глава региона четко дал понять, что не намерен выделять деньги под такой рыхлый план, и отправил его на доработку. Между тем прием заявок на торги ЧелябГЭТ заканчивается 29 мая, а 6 июня уже будут подведены итоги конкурса.
Все челябинские трамваи продаются сейчас с молотка
Как пояснила «ФедералПресс» контактное лицо организатора торгов Евгения Баканова, информация об участниках закрыта до конца приема заявок. Совет кредиторов МУП «ЧелябГЭТ» утвердил только две процедуры торгов. Это значит, что, если до 29 мая интересанты не объявятся, будет проведен повторный аукцион с понижением стоимости лота на 10%. Третий этап не предусмотрен.
После второго аукциона может последовать раздробление лота «либо еще что-то», заявил накануне на заседании комиссии гордумы по экономике приглашенный туда начальник управления транспорта челябинской мэрии Максим Кичеев. Но пока у мэрии нет ни механизма выкупа лота, ни средств на это, ни альтернативных вариантов решения этой проблемы. «Ждем решения губернатора», — пояснил Кичеев.
«ФедералПресс» уже сообщал, что в арбитражном суде региона сейчас рассматривается иск о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в том числе челябинской мэрии. Это значит, что на город могут возложить обязательства перед кредиторами обанкроченного МУП.
По словам председателя комитета финансов города Челябинска Ирины Лукиной, пока субсидиарная ответственность города по обязательствам ЧелябГЭТ не назначена. Но установлен субсидиарный долг перед налоговой по обязательствам МУП «ЧАТ» в сумме 500 млн рублей. «Будем рекомендовать юротделу уходить в суды и просить рассрочку минимум на два года, — уточнила Лукина. — Налоговая уже отказалась заключать с нами мировое соглашение».
Лот с плесенью
Как сообщил корреспонденту «ФедералПресс» председатель Челябинской городской думы Станислав Мошаров, если будет принято решение о выкупе этого имущества, окончательное слово остается за депутатами. «Мое твердое убеждение — без электрического муниципального транспорта город не сможет жить. Без него мы сразу получим увеличение тарифа на пассажирские перевозки. Во-вторых, без муниципального транспорта точно будет невозможна борьба с частными перевозчиками. Но все-таки нужно смотреть, можно ли этот лот разбить», — прокомментировал Мошаров.
Меж тем челябинцы все больше предпочитают частных перевозчиков муниципальному транспорту. Александр Павлюченко, директор ООО «ЧелябГЭТ», компании, ставшей наследником имущества одноименного МУП и полностью контролируемой администрацией, уверяет, что хотя выход электротранспорта на маршруты не сократился, перевозка пассажиров все равно снизилась.
По мнению же Максима Кичеева, снижение транзакции пассажиров все же связано с сокращением выпуска муниципального транспорта на линии. «Сейчас ежедневно на маршруты выходит 72 автобуса. Конечно, этого недостаточно, — говорит Кичеев. — Сейчас в правительстве подписано распоряжение о выделении через управление Росприроднадзора средств по программе „Чистый воздух“ на покупку 65 единиц автобусов. Эти деньги должны поступить в июне».
Показательно, что даже льготные категории пересаживаются на маршрутки, предпочитая переплатить, но доехать быстрее и в принципе дождаться нужного рейса. В гордуме сообщают, что на приеме у депутатов горожане все чаще жалуются на транспорт: эта тема даже опередила вопросы ЖКХ, встав на второе место после проблем экологии.
Даже льготники все чаще предпочитают маршрутки
Недовольство челябинцев вызывает не только слабый трафик, но и состояние подвижного состава. Имущество МУП «ЧелябГЭТ», которым пользуется город, эксперты неоднократно сравнивали с металлоломом. Меж тем, по словам Павлюченко, его аренда стоит ООО «ЧелябГЭТ» 100 млн рублей в год.
В том, что часть муниципального транспорта пребывает в ненадлежащем состоянии, убедилась и Контрольно-счетная палата, недавно завершившая проверку управления транспорта. В докладе ревизоров перед депутатской комиссией по экономике сообщалось даже о плесени в вагонах и на сиденьях. Было отмечено, что часть транспорта списывается и утилизируется. На что у депутатов возник вопрос: зачем такой транспорт вообще выкупать?
Если лот будет раздроблен, власти смогут сэкономить, выкупив только то имущество, которое находится в адекватном состоянии. В этом случае найти средства будет проще. Но ожидание усиливает риски, что появится сторонний интересант. И риск этот тем выше, чем меньше (а значит, дешевле) лоты.
Концессионер от Дубровского
Интересно, что постепенно сошли на нет разговоры о передаче муниципального транспорта концессионеру, — еще одна мера, которая якобы могла спасти ситуацию. По словам Кичеева, это было видение области. «И это было пожелание Дубровского», — подчеркнул он.
В апреле Текслер упоминал о разногласиях минэкономразвития и челябинской мэрии по части развития транспорта. Известно, что поручения подготовить комплексный план по этой теме глава региона дал обеим сторонам и обе выполнили задачу в 20-х числах. Однако публично шпыняют концепцию города, о документе минэконома — ни слова. В правительстве отказываются от комментариев. Как сообщает источник в мэрии, суть разногласий крылась именно в назначении концессионера.
По одной из версий, коцессионер должен был контролировать все автобусные маршруты в Челябинске
По словам Кичеева, сейчас в России по концессионному соглашению работает только одна администрация — Санкт-Петербурга, и только по одной ветке электротранспорта. И это оказалось невыгодно бюджету, поэтому таких случаев больше не будет. Кроме того, практически нет частных предприятий, которые бы согласились выкупить имущество электротранспорта.
Видимо, поэтому челябинское руководство выглядит относительно спокойным. А еще потому, что повлиять на ситуацию без участия доброй воли Текслера мэрия просто не в силах. Как сказал Мошаров, чтобы избежать этой истории, нужно было создавать транспортную концепцию еще пять лет назад. «Мы об этом говорили предыдущим руководителям управления транспорта, но безрезультатно. Видимо, поэтому их уже нет на своих местах».
Летом в Челябинске появятся новые автобусы, но электротранспорт это не спасет
Напомним, экс-начальник управления транспорта проработал в этой должности с весны 2012 года до осени 2016 года. После его отставки при участии гордумы его пост до 2018 года занимал Роман Болотов. Сейчас ведомством руководит Максим Кичеев, но и его позиции после заявления Текслера весьма слабы.
Замглавы города по дорожному хозяйству Владимир Алейников пока пропускает всю горячую пору с решением транспортных проблем при участии Текслера, так как уже почти два месяца находится на больничном.
МУП «ЧелябГЭТ» был признан банкротом в 2017 году. Тогда мэрия открыла ООО «ЧелябГЭТ», пользующееся имуществом обанкротившегося предприятия на правах аренды. Весь электротранспорт Челябинска и обслуживающая его инфраструктура попали в конкурсную массу с открытием торгов.
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин
Одиночество в мегаполисе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео