Войти в почту

Четыре мифа о развитии бизнеса в регионах

Представление регионов отдаленными населенными пунктами, куда тяжело добраться, где незнакомо слово «фастфуд» и у людей нет опыта и желания работы с крупными клиентами, в корне неверно. В столице Мордовии, по последним данным, живет 318 тысяч человек. Не так уж и много, но за последний год о Саранске узнал весь мир в связи с проведением матчей Чемпионата мира по футболу 2018. Если сравнить город образца 2014 и 2019 годов, то изменения очевидны. И это касается не только урбанистических примеров, но и бизнеса. Очевидно, что Саранску сложно сравниться с мегаполисами, но не согласен с общим посылом, что IT-бизнес в регионе не может быть успешным. Я не имею в виду небольшие веб-студии, а говорю о компаниях, производящих полноценный программный продукт. Активная талантливая молодежь, появление удобных зданий и коворкингов, развитие грантовой поддержки бизнеса – это только часть изменений. Даже не смешно, когда люди серьезно удивляются аэропорту в Саранске. Четыре года назад, на заре развития CrocoTime мы уже общались на тему того, планирую ли я переезжать в Москву. С тех пор мнение не изменилось: я по-прежнему считаю, что специфика нашей работы позволяет работать откуда угодно, а переезд – крайне нерациональное решение. Потеряется главное – сплоченная команда. Ресурсы в Мордовии дают возможность развивать наши продукты на высоком уровне. Накопившийся же опыт дает возможность развеять устойчивые мифы о бизнесе в регионах и рассказать о реальной ситуации. Миф 1. Вы далеко, работать неудобно В век развития интернета, телефонии, скайп-конференций и авиации нахождение в одном городе с клиентом – условие необязательное. Вопросы можно оперативно обсудить и решить за пару минут, проблема разницы часовых поясов нивелируется режимом работы техподдержки, а при желании личного контакта или «полевого исследования» можно в короткие сроки добраться до нужной локации. Фото: Unsplash У нас каждую неделю по плану стоят командировки, созвоны, когда в режиме реального времени мы обмениваемся с клиентами и партнерами новостями по проектам, обговариваем промежуточные итоги работы или разбираем технические нюансы. Миф 2. В регионе возможно развитие только мелкого бизнеса - Бизнес в регионе? Пекарня, что ли? Нет. И не SMM-агентство. Бытует устойчивое мнение, что крупный бизнес в провинции сам по себе – это утопия. Думаю, что Сергей Галицкий с этим не согласится. Для развития IT-бизнеса не нужно огромное количество ресурсов. Главное – собрать крепкую команду единомышленников и сделать надежный MVP. Первые продажи дадут импульс на развитие и дальнейшую проработку продукта. Проблемы с арендой? Попробуйте поработать на периферии, на крайний случай – коворкинг. Наш первый клиент, помимо покупки, помог еще и протестировать продукт. Мы учли недоработки, расширили функционал, видоизменили интерфейс, ездили на профильные конференции и мероприятия. Сейчас среди клиентов – крупнейшие банки страны, аудиторские компании, промышленные предприятия, а к выпуску готовится один инновационный программный продукт. Миф 3. В провинциальных компаниях нет профессионалов Почему крупный бизнес любит устраивать хакатоны или охотно выступает приглашенными менторами-экспертами? Не ради фана. Это возможность рассмотреть потенциал разработчиков и дизайнеров, их стрессоустойчивость и навыки за короткий промежуток времени на нетривиальной задаче. Рассмотреть, а потом пригласить к себе, пообещав комфортные условия работы и высокую заработную плату. Фото: Unsplash Жить в Саранске, работать на крупнейшую международную компанию? Легко. Лично знаю разработчиков «старой школы» С++, которые дадут фору любому сотруднику более именитой компании. Кадровый голод – проблема едва ли не региональной IT-компании, и глупо думать, что мы не предпринимаем никаких усилий по взращиванию специалистов. Курсы, стажировки, практика на реальных проектах, система менторства – мы готовы самостоятельно обучать, чтобы на выходе получить сильного специалиста, обкатанного на сложных задачах. Талант не ограничивается географическими рамками, неправильно делать выводы о квалификации специалиста, исходя из места проживания. Миф 4. Не получится пробиться сквозь толпу родственников и друзей И такое встречается, не сомневаюсь, но подобная тенденция даже у нас считается устаревшей. Грамотный руководитель, желая работать эффективно, выбирает человека на ту или иную вакансию по степени профессионализма. Если вы, создавая продукт в мегаполисе, предпочитаете грамотного специалиста родственнику, то по такой же логике действуют и бизнесмены в регионах. «Создавать, продвигать, продавать» – все хотят развиваться, зарабатывать, а не выступать гнездом для неоперившихся родственников. Что еще? Обращаясь к реальной ситуации, отмечу дополнительные преимущества бизнеса НЕ в столицах. Не всегда на создание и продвижение сильного продукта требуются огромные ресурсы. Первая версия CrocoTime, получившая продажи, стоила 200 тысяч рублей с учетом аренды помещения и заработной платы сотрудников. В своем городе легче решать вопросы. Мы плотно работаем с вузами, местным IT-сообществом и донести значимую информацию, например, объявления о стажировках или вакансии, до целевой аудитории в разы проще. Свободные дороги. Пробки? Что такое пробки? Нет лишних «капканов», уничтожающих личное время, рабочий настрой и эффективность сотрудника. Профильное образование. В Мордовии не только многочисленные спортивные сооружения, но и Республиканский лицей для одаренных детей, который третий год подряд занимает второе место в рейтинге 500 лучших школ России. Многочисленные призеры и победители всероссийских и международных олимпиад часто выбирают для дальнейшего образования именно местные вузы, формируется сильный кадровый потенциал. Затраты. Все-таки я бизнесмен и привык мыслить цифрами. Бегло осмотрев ЦИАН, вижу, что минимальная стоимость одного квадратного метра офиса в мегаполисе от 2500 рублей. В Саранске же от 600 рублей. В самом центре города в бизнес-центре класса А! Разный уровень зарплат. Разница становится особенно ощутимой, если взглянуть на средний уровень заработка специалистов в Москве. Предвосхищая вопрос, мы не экономим на сотрудниках, и зарплаты ощутимо выше средней по отрасли в Мордовии. Но в совокупности сумма меньше, чем если бы я вел бизнес в Москве. Подводя итог: создать успешный бизнес в регионе возможно. В современных реалиях важно не местоположение, а идея, ее реализация и продвижение. Готовьтесь к резкому повышению уровня ответственности, набирайтесь уверенности и не бойтесь делать выбор. Тогда и только тогда у вас появляется шанс достичь желаемого. Материалы по теме: Куда идти стартапам в регионах Как закрывать сложные вакансии в регионах: несколько проверенных вариантов Пять причин, почему в регионах проще развивать бизнес Три предпринимателя рассказали, почему решили развивать бизнес в регионах Можно ли сделать спортивную школу в регионе прибыльным бизнесом? Фото на обложке: Unsplash

Четыре мифа о развитии бизнеса в регионах
© RB.ru