Войти в почту

Московские студенты выясняли на дебатах, какой след в истории оставил Сталин

В пятницу, 17 мая две команды студентов из РГСУ и РГГУ в процессе дискуссии должны были выяснить, кем же был для истории Иосиф Сталин. «Битва мнений» проводилась впервые, и в подобном пилотном мероприятии важно было узнать, получится ли превратить идею открыть свободную площадку для дуэли мнений в полноценное соревнование умов. Неподалеку от метро «Кузнецкий Мост» собрались две небольшие команды молодых людей, готовые отстоять свое мнение не на кулаках, а в интеллектуальном состязании. Организаторами его стали Семен Михайлович Смирнов и Екатерина Середа. Заранее 8 участников разбились на команды, которые готовы отстаивать свою точку зрения. Тема для первого батла была выбрана непростая для неподкованного человека: «Сталин: кровавый тиран или сильный лидер». Но студенты готовились к мероприятию, чтобы рассмотреть историческую фигуру со всех сторон. Арслан Николаев, Андрей Мамедов, Никита Козлов, Иван Мокшин выступали с критикой сталинской эпохи. Они отметили в представлении команд, что позиция, которую они хотят донести, важна для развития страны, для развития взглядов на тот исторический период. Также команда готова была доказать, что цели, которые ставились в тот исторический период, не оправдывают средства. Родион Капанадзе, Софья Маноилова, Дэвид Заяц, Игорь Пименов выступали по другую сторону барикад. Участники команды отметили, что Сталин сделал многое для страны, и плоды его действий можно наблюдать и сейчас, достижения сталинской эпохи формируют экономическую мощь всех постсоветских республик, дали развитие многим сферам общества на многие годы вперед. По регламенту мероприятия представитель каждой из сторон выступил с вступительной речью. Первым выступал Андрей Мамедов, коротко рассказав о жертвах сталинской эпохи. — В нашей команде собрались представители разных политических идей, но нас объединяет одно: мы считаем, что человеческая жизнь – это самая главная ценность для государства. Государство и любой другой институт должны функционировать для человека, а не наоборот. А в результате сельской политики Сталина начало 30-х годов стало кошмаром для многих крестьян самых плодовитых земель страны: Украины, Поволжья, Западного Казахстана. По самым скромным подсчетам во время голода погибло около 2 миллионов крестьян. Нельзя умалчивать и о репрессиях, которые затронули все слои населения. Неконституционные, нарушающие все права человека, тройки НКВД выносили сотни расстрельных приговоров в год. Перейдем к самым ярким цифрам. Из 1966 избранных кандидатов КПСС к 1939 году осталось в живых не более 500. О составе ЦК КПСС 34 года: из 139 делегатов – 110 осудили, и 98 по результатам суда расстреляли. Первыми и значительными поражениями в ВОВ стоит назвать репрессии в армии и неэффективное командование. Нельзя забывать и о депортациях и притеснениях по национальному признаку: чеченцы, ингуши, крымские татары — представителей этих народов вывозили из мест проживания в товарных вагонах. Андрей Мамедов процитировал выдержки из дневника Жукова. — Хочу коснуться личности маршала Победы Жукова. Его цитата о Сталине из мемуаров: «Он слабо разбирался в организации современных фронтовых, еще хуже – армейских операций. В начале войны он пытался проявить свое личное стратегическое творчество, основанное на опыте гражданской войны. Но из этого ничего хорошего не получилось. Он зачастую требовал явно невыполнимых сроков подготовки и проведения операций. И они по его категорическим требованиям нередко начинались слабо подготовленными. Такие операции не только не достигали цели, но и влекли за собой большие потери в людях и материальных средствах». Также Жуков пишет: «Верховный понял, что неблагоприятная обстановка, сложившаяся летом 42 года, является следствием его личной ошибки, допущенной при утверждении плана действий войск, и он не искал виновных среди руководящих лиц ставки генерального штаба». Родион Капанадзе вернулся к теме репрессий и политике Сталина. — Во-первых, то что мы понимаем под репрессией — это статья 58, где было 14 пунктов: воровство убийство, казнокрадство и другое. Информация о том, что все по этой статье репрессированы из-за идеологических соображений, не соответствует действительности. Говорить, что Сталин притеснял класс рабочих и крестьян, тоже нелогично, потому что с ростом промышленности этот класс только формировался. Сталин также заложил систему образования, от начальной школы до высших учебных заведений, опираясь как на техническое развитие, так и на гуманитарное. Сталин при этом – не единственная личность, которая совершила великие или чудовищные вещи в той или иной стране. Сталин ругался с Молотовым, Жуковым – вплоть до матюгов, но почему-то их не расстреляли. Потому что Иосиф Виссарионович приемлем к критике. Тот же самый Жуков пишет, что за период правления Сталина политбюро отклонило около 300 его личных инициатив. И им был выдвинут проект о разделении исполнительной власти от партийной, чтобы партия занималась пропагандой, а власть оставалась в руках кабинета министров. То есть, можно сказать, Сталин был основоположником демократической структуры правления с разделением властей. После «Блица» участники и зрители устроили жаркую дискуссию в формате «вопрос-ответ», развивая уже поднятые вопросы, обсуждая рассекреченные документы. Спустя два часа после начала дебатов группа раззадоренной, но довольной молодежи вышла на улицу, обещав обязательно придти на следующее мероприятие. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Семен Смирнов, организатор мероприятия: — Создание такой площадки, на которой люди могут дискутировать и обмениваться мнениями, зрело давно. Мероприятие встретило достаточно теплый отклик и у тех, кто участвовал, и у зрителей. Это явно не последние дебаты, это долгосрочный масштабный проект, который мы планируем развивать в соцсетях и приглашать больше участников, спикеров и экспертов. Читайте также: Церковь выступила против признания победы Сталина в Великой Отечественной войне

Московские студенты выясняли на дебатах, какой след в истории оставил Сталин
© Вечерняя Москва