Ещё

Кто будет в ответе за сохранность музейных ценностей? 

Кто будет в ответе за сохранность музейных ценностей?
Фото: Парламентская газета
Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев. К этому празднику причастны и все те, кто ожидает очередного похода в краеведческий музей своего города или встречи с раритетными экспонатами и Лувра. Начиная с 1992 года каждый год праздник имеет свою определенную тему, посвященную вопросам музейной деятельности, например таким, как незаконный вывоз музейных ценностей, роль музеев в повышении культуры общества и многие другие. Однако в свете недавних резонансных событий не менее важной темой для музейного сообщества становится сохранность и безопасность предметов искусства.
Нездоровое влечение к прекрасному
В мае 2018 года посетитель Третьяковской галереи Игорь Подпорин напал на картину « и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В результате действий вандала картина получила серьезные повреждения: холст был прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича, а от падения разбитого стекла сильно пострадала авторская художественная рама. В январе этого года житель Денис Чуприков похитил из Третьяковской галереи картину «Ай-Петри. ». А в начале марта неизвестный акционист прогулялся по Третьяковке в одних стрингах и повесил на стену картину собственного сочинения.
Ничуть не реже происходят события с кражами статуй и подменами картин в других, менее известных российских музеях. Например, в начале апреля злоумышленники попытались похитить скульптуру из Русского музея в .
И хотя преступников и вандалов в большинстве случаев ловят по горячим следам и привлекают к уголовной ответственности, дерзкие похищения и акты вандализма озадачили любителей искусства и остро поставили вопрос об уровне музейной охраны в нашей стране. Его решением озабочены отраслевые эксперты, законодатели и правительственные чиновники.
«Музейная редкость»
Недавние события в ведущих музеях страны указывают на недостаточную эффективность системы охраны и противокриминальной защиты музейных экспонатов, убежден председатель правления ассоциации «Безопасность туризма» Сергей Груздь. По его мнению, указанные случаи четко обозначили ряд проблем нормативно-правового, организационного и технического характера.
«Мы таким образом пожинаем плоды недостаточной адаптации системы культуры к изменившимся условиям. А существующая система охраны, безопасности и противопожарной защиты требует совершенствования. Достаточно заметить, что они в основном создавались на принципах и подходах начала 2000-х годов, когда и риски, и угрозы были совершенно иными, когда практически все крупные музеи были государственными и охранялись вневедомственной охраной », — рассказал эксперт.
Груздь отметил, что за последние годы технологии защиты и охраны кардинально изменились, а имеющиеся во многих случаях сами по себе напоминают музейную редкость и выглядят анахронизмом. Да и вневедомственная охрана работает только в музеях федеральной собственности — руководители других объектов культуры остались фактически один на один с проблемами охраны и сохранности музеев. По мнению специалиста, проблемы безопасности, сохранности и антитеррористической защищенности выставочных комплексов и музейных экспонатов носят системных характер и требуют соответствующего подхода.
На современном уровне
В конце марта вице-премьер провела межведомственное совещание, на котором был принят целый ряд поручений в адрес , МВД, , , , и Росгвардии. Зампред кабмина отметила, что охрану музеев и их коллекций необходимо модернизировать в связи с ростом их популярности.
«У нас отмечен беспрецедентный рост посещаемости музеев, в прошлом году музеи посетили около 140 миллионов человек. При этом требования к безопасности в музеях и к охране предметов, содержащихся в музеях, должны быть переведены на новый уровень», — подчеркнула Голодец. Она добавила, что защита от провокаций должна быть абсолютно адекватной самим угрозам, не нарушать доступность музейных ценностей для посетителей.
По итогам совещания ведомствам поручили подготовить типовые технические решения по оборудованию музейных и выставочных экспонатов техническими средствами охраны, обеспечивающими их защиту от преступных посягательств. Кроме того, совместно с Союзом музеев и Государственным Эрмитажем министерства обязали проработать вопрос о разработке отечественной системы охраны музейных предметов, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию.
Наконец, чиновникам поручили представить в Правительство предложения о внесении изменений в законодательство в целях совершенствования обеспечения охраны музейных предметов и безопасности в российских музеях.
«Такая рабочая группа под руководством заместителя министра культуры РФ Николая Овсиенко сформирована», — рассказал изданию директор Департамента музеев Минкультуры .
По его словам, окончательные решения пока находятся на стадии формирования, но уже сейчас понятно, что нужно делать для повышения уровня безопасности предметов отечественного музейного фонда.
Во-первых, мероприятия по безопасности экспонатов необходимо учитывать и планировать на этапе проекта предстоящей временной выставки. Во-вторых, при открытом размещении экспонатов необходимо обеспечить их механическое крепление, исключающее или существенно затрудняющее несанкционированное изъятие из экспозиции. Это и так называемый третий рубеж охраны: сигнализации, специальные зажимы и так далее. Кроме того, необходимо использование специальных датчиков, обеспечивающих подачу сигнала тревоги при несанкционированном перемещении экспонатов, и ряд других предложений.
«Крайне важно добиться согласованности действий всех должностных лиц, сотрудников музея, Росгвардии при обеспечении охраны предметов музейного фонда. Разумеется, благодаря решениям и рекомендациям, которые будут выработаны, риски хищения и повреждения предметов должны быть сведены к минимуму», — убежден чиновник.
Работа над ошибками
«Работа над ошибками» продолжается и в Росгвардии, а новые подходы к охране музейных ценностей опираются в том числе на уроки недавнего прошлого.
По словам официального представителя Росгвардии Валерия Грибакина, упомянутые новые подходы — это прежде всего технические возможности: речь об использовании появившихся на рынке всевозможных новинок, которые позволяют обезопасить как конкретное произведение искусства, так и в целом выстроить надежную систему безопасности по всей траектории отдельных музейных залов и выставочных комплексов.
«Есть большая вероятность и все предпосылки к тому, что система безопасности музеев изменится к лучшему и станет более надежной в связи с тем, что: а) было принято решение о создании специального подразделения — службы безопасности Минкультуры, которая будет заниматься в том числе охраной музейных экспонатов; б) путем укрепления взаимодействия и взаимосвязей с сотрудниками Росгвардии; в) использование современных технологий по системам безопасности и сигнализации по защите конкретных картин, выставок и так далее», — перечислил он.
директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Существующая сегодня система безопасности российских музеев достаточно эффективна, если все правила соблюдаются и если все заявки на оборудование выполняются. Надо понимать, что музей — это всегда риск. Риск, который должен быть просчитан и минимизирован. Наряду с системой защиты способами минимизации этого риска являются воспитание публики и возвращение ей ощущения музея как сакрального пространства, требующего почтения и особых правил. Я полагаю, что мы должны дальше и больше использовать систему охраны в двух направлениях — защитном и воспитательном. Что касается изменений в законодательство, то нет сомнения в том, что в новом законодательстве о культуре, над которым работает, в частности, музейное сообщество, вопросам безопасности как способу осуществления прав культуры будет уделено значительное внимание. Необходимо также никогда не забывать, что активные меры по защите — от стекол на картинах до патрулей в залах — мешают полноценному восприятию памятников искусства и личностному контакту зрителя с произведением. Нужно искать средства компенсации этих недостатков. В свою очередь, Владислав Кононов напомнил, что подобная структура существовала до начала 2000-х годов. А возрожденное подразделение займется вопросами обеспечения безопасности не только в музеях, но и во всех подведомственных министерству учреждениях культуры. «Это разноплановые вопросы, касающиеся также безопасного пребывания граждан в учреждениях, безопасности музейных предметов, помощи в разработке новых нормативных правовых актов. Его сотрудники также будут участвовать в проверках, которые проводятся, разрабатывать методические рекомендации, организовывать инструктажи, проводить соответствующие семинары», — рассказал директор департамента Минкультуры. Он подчеркнул, что вопрос обеспечения безопасности — это «действительно острый вопрос, который нуждается в постоянном сопровождении и внимании».
Деньги нужно тратить с умом
В том, что в области музейной охраны назрели изменения в действующее законодательство, не сомневается первый зампред Комитета по культуре . Он напомнил, что в апреле депутаты приняли ряд важных и нужных поправок в №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», касающихся сферы культуры.
До сих пор этот закон постулировал обязанность руководителей культурных учреждений заказывать работы, товары и услуги на конкурсной основе, опираясь исключительно на дешевизну предлагаемых работ. По мнению парламентария, эта ситуация абсолютно недопустима, поскольку влечет за собой снижение качества предоставляемых услуг. А в случае, когда речь идет о сохранении музейных реликвий, создает предпосылки для их порчи либо утраты.
Нельзя по конкурсу нанимать режиссера, автора произведения, исполнителя, художника для создания выставки или экспозиции и так далее.
Например, если заказчик объявляет аукцион на перевозку произведений искусства из Третьяковской галереи на выставку в Казань, то перевозка по определению должна исполняться специализированной организацией, которая располагает спецтранспортом (не просто бронированной машиной, а машиной с микроклиматом, который позволяет сохранить уникальные предметы). Кроме того, перевозчик обязан застраховать ее соответствующим образом в организации, которая соответствует предъявляемым требованиям. Он также должен обеспечить ее сопровождение вооруженной охраной — и не просто сотрудниками ЧОП с газовыми пистолетами, а структурой, которая профессионально отвечает за результат.
«Нельзя по конкурсу нанимать режиссера, автора произведения, исполнителя, художника для создания выставки или экспозиции и так далее, — убежден законодатель. — То же касается и безопасности, и сохранения музейных экспонатов». По словам Шолохова, поправки в №44-ФЗ, касающиеся транспортировки, страховки и обеспечения безопасности музейных предметов, предложил думский Комитет по культуре, однако они были отозваны из-за отрицательного заключения, данного экономическим блоком Правительства. Тем не менее эти поправки в доработанном виде будут вновь внесены в Госдуму в осеннюю сессию.
«Над этим трудится рабочая группа, которую возглавляет первый вице-спикер и в которую входит руководитель Комитета по культуре Елена Ямпольская. Эти и многие другие вопросы, которые задают наши коллеги — работники учреждений культуры, будут проработаны в виде поправок, которые осенью мы будем в «ручном режиме» вносить в виде отдельных пунктов в законе», — пообещал парламентарий.
Липовые пенсионеры: чиновник вышел на пенсию в 28 лет
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео