Войти в почту

Как Шевчук договаривался с Петербургом и воевал с собственным хитом «Что такое осень»

Его внятные и прямые тексты часто бьют наповал, поражая своей язвительностью в самое сердце. Никаких изысканных метафор – только открытым текстом о том, что он думает и чувствует. 16 мая Юрий Шевчук празднует день рождения. Давайте вспомним в этот день самые его знаковые песни. «Дождь», 1981 г. Эта песня была написана в мае 1981-го, в Уфе. Юрий учился тогда в пединституте, на художественно-графическом факультете. По его воспоминаниям, он сидел в своей мастерской и заканчивал дипломную работу. На душе было неважно – тяжело как-то, несмотря на день рождения. Вдруг захотелось праздника, чего-то шумного, яркого, ну хотя бы дождя. И грянул такой ливень! Шевчук уселся на подоконник в одних трусах, закурил и жадно смотрел на льющиеся за окном струи. Сами собой в голове сложились строчки песни – «Звонкой пеленой наполнил небо майский дождь…». Первую версию «Дождя» записали во время работы над альбомом «Периферия» в 1984 году, однако «в народ» она ушла уже в 1992-м, после показа по ТВ клипа: игрушечные солдатики воевали, дождь смывал игрушечный город вместе с воюющими, а потом Шевчук «с чистого листа» начинал строить новый дом из кубиков. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_B-TH3pgXTXE").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_B-TH3pgXTXE").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Не стреляй!», 1982 г. Школьный друг Шевчука, попавший на войну в Афганистане, однажды привез оттуда гроб с телом молодого лейтенанта – тот застрелился в Кабуле, потому что не мог вынести несправедливость этой войны. После похорон друг пришел к Шевчуку, и они всю ночь разговаривали. К утру родилась песня. Позднее она стала неким посылом к миру – Шевчук исполнял программу «Не стреляй!» перед участниками осетинско-грузинского конфликта, призывая обе стороны к миру. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_z2C8Vz_oTE4").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_z2C8Vz_oTE4").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Мальчики-мажоры», 1985 г. После выхода язвительно-издевательского альбома «Периферия» Шевчука в Уфе начали всерьез «прессовать»: партийному начальству очень не понравились его песни. Он уехал от гонений в Свердловск, а оттуда – в Подмосковье. Песня о том, как жируют «сыновья дипломатов, юристов, министров и профессоров» была написана после того, как Шевчука занесло на банкет «золотой молодежи». Понаблюдав за «гнусной ситуацией», по словам музыканта, он просто не мог не написать издевательскую «оду» зажравшимся сынкам. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_6YVz1QDDloo").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_6YVz1QDDloo").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Ленинград», 1987 г. В Ленинград Юрий Шевчук перебрался в 1986 году. Этот город тогда считался «меккой» отечественного рока. «Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище! Марсово пастбище, Зимнее кладбище…». К уроженцу далекой Уфы отнеслись поначалу настороженно – дикий какой-то, пьет, спорит, дерется… А через год Шевчук, работавший дворником и живший тогда в лачуге, собрал поистине «золотой» состав «ДДТ». За этот год, по признанию музыканта, он почти ничего не написал. Он просто бродил по городу, вглядывался в лица прохожих, вслушивался в завывания ветра... И вот, когда он окончательно познакомился с городом на Неве, родилась эта песня, - полная иносказаний и метафор. Чего стоит только обозначение Ленинграда - «Отпрыск России, на мать непохожий, бледный, худой, евроглазый прохожий»! По словам Шевчука, после этой песни он почувствовал, что город его принял: «Ну ладно, живи, так и быть». (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_4wXl8K3FrT4").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_4wXl8K3FrT4").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Родина», 1989-1990 гг. Этот горький хит, посвященный родной стране, музыкант написал после прочтения «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. Описание сталинских репрессий глубоко затронуло Шевчука – отсюда и «черные фары у соседних ворот», и «переполненные плахи», и «отставные палачи», и прочие образы. Говоря о смысле этой песни, Шевчук повторяет: «Родину любить – это не березки целовать». В свое время «Родина», рифмующаяся с «уродиной», стала настоящим взрывом. Да и сегодня песня звучит мощно и актуально. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_k_jxuvy7K3M").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_k_jxuvy7K3M").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «В последнюю осень», 1990-1992 гг. Давно замечено: в хорошем настроении Шевчук пишет песни о весне, а когда ему грустно и тоскливо – об осени. Таких песен у него много, но «В последнюю осень» - особенная. Ее первое исполнение состоялось в 1990 году, на концерте, посвященном памяти Виктора Цоя. «Уходят в последнюю осень поэты, и их не вернуть, заколочены ставни…». Сам музыкант не раз говорил, что Церковь для него – это не люди, а осенний лес: шуршащие под ногами листья, прозрачное небо, ты идешь – и говоришь с Богом. (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_aEPRUhDb3KE").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_aEPRUhDb3KE").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery); «Что такое осень», 1991 г. Песня была написана в сентябре 1991-го, когда Шевчук, проживающий в то время неподалеку от Александро-Невской лавры, вышел прогуляться по Никольскому кладбищу. Грустное осеннее настроение как-то незаметно трансформировалось в песню: текст вобрал в себя все переживания музыканта, к которым добавились философские нотки и размышления о судьбе Родины. По словам Шевчука, он написал эту песню, «как выдохнул». Когда он предложил группе «ДДТ» записать новую песню, музыканты заспорили: не хотели петь «эту попсу». Кто бы мог подумать, что в спорах и ссорах рождается настоящий народный хит! Да такой, который вскоре возненавидел сам автор. На каждом концерте, не давая Шевчуку исполнять новые песни, из зала неслись выкрики с требованием петь «Осень», фанаты не желали слушать ничего другого, и песня чуть было не «похоронила» группу. Пришлось принять волевое решение: на некоторое время Юрий Шевчук вообще прекратил исполнять ее на концертах, объяснив: «Мы не хотим становиться рабами своего творчества». И снова включил ее в репертуар лишь после того, как страсти вокруг «Осени» утихли. Вот такой он, Юрий Юлианович Шевчук, - неистовый, злой, честный, порядочный и душевный. Долгих лет! (function($){ var aspectRatio = 16/9, ytiframe_width = $("#yt_video_5KC-iscJtsI").outerWidth(), ytiframe_height = ytiframe_width / aspectRatio; $("#yt_video_5KC-iscJtsI").css("height", ytiframe_height + "px"); })(jQuery);

Как Шевчук договаривался с Петербургом и воевал с собственным хитом «Что такое осень»
© Teleprogramma.pro