Почему во время грозы в рязанских деревнях отключают электричество?
Жители деревень постоянно жалуются, что в непогоду в домах нет света. Многих беспокоят и перепады напряжения, которые порой плохо сказываются на работе бытовых приборов. «АиФ-Рязань» вместе с экспертами решил разобраться, есть ли какие-то ограничения по отключению электричества и что делать, если из-за скачков напряжения нанесён материальный ущерб. Не больше суток Елена Долина из Рыбновского района пожаловалась в редакцию на то, что постоянно во время грозы или сильного ветра в деревне отключают электричество. И такие отключения часто затягиваются. - Можем просидеть без света и полдня. Иногда это даже не связано с погодой. При этом о плановых отключениях информируют не всегда, приходится звонить на 112, чтобы узнать, что случилось, - рассказала женщина. - Большая проблема ещё и в том, что без электричества у нас нет в доме воды. Это всегда вызывает огромные неудобства. Как рассказали в министерстве ТЭК и ЖКХ, ответственность за надёжность и качество снабжения потребителей электроэнергии несёт сетевая организация. Все электроприёмники имеют свой уровень безопасности. Приёмники жилых домов относятся к третьей категории. А это значит, что в год в сумме электричество могут отключать только на 72 часа. При этом - не более 24 часов подряд. О планах должны оповещать Что же касается отключений во время непогоды, то это всё обусловлено мерами безопасности. На электросетях устанавливают комплексы устройств, которые автоматически выявляют какие-либо повреждения на линии. В момент срабатывания устройства повреждённые элементы отключаются, чтобы система в целом работала без перебоев. Во время грозы или порывистого ветра, также, как и при обрыве линий, происходят аварийные отключения. Помимо аварийных отключений, есть ещё и плановые. Они проводятся в соответствии с графиком. О плановых работах электросетевые организации заблаговременно должны рассылать уведомления в единую дежурно-диспетчерскую службу и главам администраций поселений. А они, в свою очередь, оповещают население. Фиксируйте скачки! Бывают и такие ситуации, когда из-за перепадов напряжения сгорает бытовая техника. - Если из-за скачка электроэнергии повредилась проводка, техника, что-то даже загорелось (и такое бывает), нужно в первую очередь это зафиксировать. Жители многоквартирных домов должны обратиться в управляющую компанию или ТСЖ, где обязаны составить акт. Если в компании отказались это делать, можно пригласить независимых экспертов, - рассказал руководитель Рязанской единой городской ассоциации защиты прав потребителей Олег Попов. - Ещё один способ - обратиться в сервисную службу. Мастера укажут, что те или иные детали повреждены высоким напряжением. А это в свою очередь - указание на недостатки услуг по предоставлению электроснабжения. Жителям же частных домов придётся напрямую обращаться в энергоснабжающую организацию. По словам Олега Попова, если в досудебном порядке ущерб не возмещают, тогда уже стоит обращаться в суд. Размер ущерба определяют специалисты. Потребитель всегда прав - Исполнителя услуги могут освободить от ответственности только в случае, если он докажет, что потребитель нарушил правила эксплуатации или вред причинён из-за непреодолимой силы. Но за все годы моей практики такого не было ни разу, - обратил внимание Олег Попов. - Помнится, в 95-м году вёл дело. Старый клён упал на провода, из-за чего сгорел дом. Не сработали предохранители электросети. Суд спросил у управляющей компании: кто же виноват? Ответ был таким: «Виноват сук американского клёна». Звучит, как шутка, но такое было. В суде можно требовать возмещение ущерба за моральный вред. Причём сделать это может не только владелец жилья, но и все, кто прописан в доме или квартире. Ещё один пункт: за нарушение добровольного удовлетворения требований потребителя энергетическая компания должна заплатить штраф в размере 50% от суммы всех судебных выплат.