Войти в почту

Колонка редактора: «ТАКИЕ храмы стране не нужны»

Надо ли говорить, что они встречают огромное противодействие, потому что борьбы с системой в нашей стране не любят, а уж пойти против официальной религии — так и совсем что-то невообразимое? Пожалуй, надо. Потому что тут есть очень цепляющие детали. Нет ничего необычного в том, что против защитников сквера сходу выкатили крупнокалиберных «лидеров мнений» (убеждать их бросить это дело приезжали господа Галустян, Безруков, Пореченков и т. д.). Нет ничего необычного в том, что после этого подключились пропагандисты и были сразу обозначены идеологические враги — прежде всего, медиа-холдинг Hearst-Shkulev (куда, к слову, входит и NN.RU) вообще и портал E1.RU в частности. Потом сюда же приплели и Навального до кучи. Мол, разжигают! Стримы ведут! Совсем страх потеряли проклятые наймиты с иностранным капиталом в анамнезе! Всё это довольно банально — это мы видели в России новейшего времени много раз (в том числе и в нашем Нижнем Новгороде, о котором чуть ниже). Необычно тут вот что. Пожалуй, впервые на моей памяти «силовые действия» — вытолкать, попинать, тащить, не пущать — так активно взяли на себя некие православные «спортсмены» в штатском. Мускулистые парни в символике школ единоборств разруливают за православие под девизом (дословно) «Храм отстоять, веру, ***!» Ну а полиция как бы немного в их тени. Также занятна и реакция самих отцов церкви. Вот пишет нам в фейсбуке архимандрит Гермоген (в миру Юрий Еремеев): А самое интересное тут в том, что дело не ограничивается Екатеринбургом. Антиклерикальный нарыв в России зреет давно — с протестов против передачи РПЦ Исаакиевского собора он только нарастает и постепенно набирает обороты. В нашем «тишайшем» Нижнем Новгороде, где все протестные акции всю дорогу проходят чуть ли не в халате и тапочках, на днях случилась фактически идентичная ситуация: люди жестко выступили против строительства храма в сквере имени Прыгунова, который продавливает Епархия. А на общественные слушания (которые, откровенно говоря, больше всего напоминали день открытых дверей в сумасшедшем доме) подтянулись и…правильно, мускулистые православные ребята из «Сорока сороков»! *** Из всего этого хочется вывести вот какую мысль. Среди моих верующих друзей популярна идея о том, что нынешнюю церковь в России можно разделить на две — «чиновничью» и «духовную». «Чиновничья» — это та, где патриарх может владеть яхтой, недвижимостью в Швейцарии и носить на руке дорогущие часы, которые его пиарщики неумело замазывают. Та, где строительство нового храма (26-го, к слову, из уже построенных в радиусе 2,5 километров) защищают и оправдывают фанатики. А вот «духовная церковь» — это как раз та самая, в которую хочет верить любой православный человек. Это та, которая про любовь к ближнему, духовный авторитет и нестяжательство. И ей, честно говоря, не особо нужны новые храмы, потому что ей в каждой душе храм. И уж совершенно точно не нужны фанатики, готовые в каждом несогласном увидеть врага — мы хорошо знаем, чем это кончается, исламские фанатики тому примером. Храмы, которые готовы построить против воли жителей, «винтя» несогласных в автозаки… вы знаете, нам не нужны такие храмы. Серьезно. Братья Стругацкие хорошо сказали про такой случай: «Если ради идеалов тебе приходится идти на подлость, то цена твоим идеалам — дерьмо». Мне хочется верить, что «лидеры мнений» вроде Безрукова и Пореченкова защищают стройку в Екатеринбурге, потому что думают, что это как-то имеет отношение к «духовной церкви». Может, даже некоторые из бойцов-храмозащитников думают так же. Мне хочется верить, что и защитники сквера борются с «чиновничьей церковью», но помнят о том, что есть и «духовная». Мне хочется верить, что еще есть шанс примирения. Иначе всё это может закончиться плохо, очень плохо — и совсем не по-христиански.

Колонка редактора: «ТАКИЕ храмы стране не нужны»
© nn.ru