Войти в почту

Новая система мониторинга избавит нацпроекты от "болезней" бюджетных инициатив

Заявленную Силуановым новую систему мониторинга исполнения нацпроектов придется адаптировать под рыночные реалии современной российской экономики. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт РИСИ, кандидат экономических наук Михаил Беляев. "Заявленная главой Минфина беспрецедентная система контроля над реализацией нацпроектов напоминает ту, что практиковалась во времена Советского Союза. СССР использовал многоуровневую и разноплановую методику для мониторинга расходов бюджетных средств и программ, хотя технически он был оснащен куда хуже, чем сегодня. Но в системе контроля участвовали ОБХСС, в определенной степени прокуратура, комитет госконтроля, велись персональные наблюдения за руководителями проектов даже по линии партии. Сейчас можно говорить о том, что Россия возрождает систему наблюдения за реализацией госпрограмм. И это, на мой взгляд, необходимо – действующие методики не раз демонстрировали свое несовершенство. Это хронические "болезни" наших бюджетных инициатив. Мы не раз видели, как на выполнение проекта выделялись средства, но вскоре выяснялось: денег не хватает, в заложенные сроки реализация не удалась, а качество при этом далеко от заявленного. После возбуждаются уголовные дела и выявляются коррупционные схемы", - отмечает специалист. Первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов рассказал, что действующая система мониторинга исполнения национальных проектов является пошаговой и применяется в стране впервые. "Деньги и результаты мониторятся в одной системе. Каждый вице-премьер, каждый министр, который курирует соответствующее направление по нацпроектам, видит и отвечает перед председателем правительства и перед президентом. Такой системы контроля, буквально пошаговой, не было", - сказал Силуанов. "Существующая система контроля несовершенна и давно требовала доработки, чтобы не допускать вольности обращения с бюджетными деньгами. Однако и у заявленной Силуановым новой методики есть существенный минус – она работает лишь в "ручном режиме", то есть требует постоянной фокусировки внимания высшего руководства страны. Но это в данном случае необходимо – речь идет о десятках триллионов рублей. При этом нужно понимать, что в СССР система финансового контроля государственных средств подразумевала и наказания – в том числе, по партийной линии. Были традиции привлечения к ответственности, показательные суды. Также СССР экстраполировал всю работу с государственными деньгами на экономические планы, которые необходимо было выполнять. А современные нацпроекты Россия реализует на базе рыночных механизмов – это тоже придется учитывать. И адаптироваться под современные реалии для эффективной работы", - подчеркивает эксперт. Нацпроекты на перспективу Президент РФ Владимир Путин в среду провёл заседание совета по стратегическому развитию и национальным проектам. В ходе него он заявил, что практику переноса контрольных сроков выполнения нацпроектов надо жестко упорядочить, а лучше избавиться от этой привычки. Также лидер страны ужесточил контрольные сроки реализации нацпроектов. Новый майский указ Путин подписал в 2018 году. Документ дал старт реализации 12 новым приоритетным национальным проектам. Основные усилия направлены на социальную сферу и повышение уровня жизни, создание комфортных условий для проживания, условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Бюджет национальных проектов РФ до 2024 года составляет 25,7 триллиона рублей. С начала 2019 года программа потребовала финансирование в объёме 400 млрд рублей. "Адаптация реализации нацпроектов к рыночным механизмам потребует от российских властей целого ряда усилий. В частности, инициатив по поддержке бизнес-среды. Это означает, что деловые круги хотят видеть более долгосрочные кредиты под процентные ставки куда выгоднее, чем банки предоставляют сегодня. Последние же зависят от жесткой денежно-кредитной политики, которую реализует Банк России. Другими словами, нынешние усилия Нацбанка по сдерживанию инфляции в определенной мере сдерживают рост экономики РФ. Рано или поздно действующую политику все равно придется пересматривать. Сегодняшняя цель российского руководства – чтобы 12 нацпроектов были реализованы, и каждый шлейфом потянул за собой целый ряд позитивных экономических последствий. Это вполне возможно. Но нужно создать определенные условия для развития малого и среднего бизнеса, чтобы достичь заявленных целей. Бизнес сейчас с нетерпением ждет реформ, обещанных экономическим блоком правительства. Ожидания предпринимателей по улучшению бизнес-среды довольно высоки. И в конечном итоге эффективность нацпроектов будет зависеть не только от мощного контроля за их исполнением, но и от комплексных сопутствующих решений", - заключает Михаил Беляев.