Войти в почту

Спасти для Победы. Как Омск стал вторым домом для эвакуированных театров

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, это случилось как раз в канун завершения театрального сезона 1940-1941 годов. В Омске артисты уже предвкушали отпуск, отыгрывали последние спектакли с особым чувством – они предполагали уйти на каникулы через неделю-другую. Никто и не предполагал, что ожидание отдыха затянется на четыре года. В сердце навсегда Омск станет вторым домом для сотни предприятий, вузов, учреждений культуры. Одно из таких – легендарный московский академический театр имени Евгения Вахтангова. Последним предвоенным спектаклем вахтанговцев стал лермонтовский «Маскарад». Его премьеру отыграли 21 июня 1941 года. В одну из бомбёжек здание театра было разрушено, были уничтожены многие декорации, погибли люди. 14 октября, спешно, труппу отправили в эвакуацию. Омский период остался в истории театра как один из самых ярких в его творческой судьбе. С ноября 1941 года по август 1943 - го на сцене омской драмы три раза в неделю шли спектакли омичей, четыре раза – Московский театр имени Евгения Вахтангова. До сих пор театры дружат, а вот началось всё с недоразумения. Омский театр могли в приказном порядке отправить работать в Тару, Москаленки или Исилькуль. Сцену драмтеатра решительно хотели освободить для москвичей, но здесь, наперекор всему встала художественный руководитель драмтеатра – Лина Семёновна Самборская. Вахтанговцы и омичи и стали работать на сцене поочередно. Как свидетельствуют историки, залы были полны, успех обоих коллективов у публики был неизменным. «Всё для фронта» - работа всей страны была перестроена на военный лад, а театр стал такой же боевой единицей, как и всё остальное, что мобилизовало народ на подвиги. Новые условия требовали нового подхода. В начале были трудности с репертуаром – как воплощать на сцене тему войны, если нет литературного материала. Первым в череде постановок на военно-патриотическую тему стал спектакль «Разлом» по Лавренёву, потом «Парень из нашего города» Симонова. Спектакль «Фельдмаршал Кутузов» по Соловьёву имел ошеломляющий успех. С историей про Михаила Илларионовича приехал в Омск и Вахтанговский театр. Воздействие московского театра было благотворным, повлияло на уровень режиссёрской и актёрской работы, на вкусы публики. Кстати, театры существовал не только в своих стенах, были сформированы фронтовые бригады, артисты с концертными программами выступали в госпиталях, призывных пунктах, гарнизонных клубах, на предприятиях – воодушевлять на трудовые подвиги тоже было задачей искусства. Вахтанговцы вернулись в Москву, навсегда покорённые сибирским гостеприимством. С распростёртыми объятьями встречали омичей в театре, одно лишь слово - «Мы из Омска» - действовало как пароль. Принял театр к себе в труппу сибирского парня Михаила Ульянова, который стал его руководителем. Добавим, что за заслуги перед отечеством 22 марта 1945 года было решено перевести Омскую драму в первый тарифный пояс, что придавало ему статусности и особое положение как одного из наиболее передовых и культурных местных театров. Музкомедия из Сталинграда Кроме вахтанговцев Омск принял Сталинградский театр музыкальной комедии. Зрелищность, яркая игра актёров привлекают зрителей на спектакли сталинградцев. Их история оказалась более трагической. Театр пережил страшную бомбардировку города, было потеряно всё: от здания до реквизита. Сначала была Казань, потом сталинградцев разместили в Сибири. Ни на минуту не прекращалась творческая работа, были восстановлены постановки: «Сильва», «Марица», «Подвязка Борджиа», заново поставил оперетту «Перикола». Большой популярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Свадьба в Малиновке», «Соловьиный сад», «Взаимная любовь», «Раскинулось море широко» по тексту Вс. Вишневского. Казалось бы, «когда пушки стреляют, то музы молчат», но этого не случилось в Омске. В те годы человеку было нужно, чтобы его что-то радовало. Он приходит в театр, смотрит оперетту, яркую, с князьями и барышнями, и отвлекается, погружается в сюжет, музыку, сопереживает. В Омске обожали солистов всю труппу сталинградского театра. Изумлял сибиряков балет, искусство тонкого, высокого класса. В Омске танцевали С. Магицкая, А. Мозгин, А. Соколова, В. Перкович, В. Тулупова, П. Шибинской. Сталинградцам официально было предложено остаться в Омске для создания Музыкального театра. Предоставлялись квартиры артистам, хорошие условия для работы. Здание театра музкомедии, в котором располагалось до революции общественное собрание, было прекрасным. Об акустике и интерьерах его рассказывают исключительно хорошее. Но труппа в 1944 году в полном составе вернулся сначала в Камышин, а в августе 1945-го - в Сталинград. Выступали артисты на территории... тракторного завода. Позже, уже в 1947 году, артисты Дёмина, Леонгаров, Тулупова, супруги Палей перешли в создаваемый в Омске новую труппу, сохраняя ауру театра, рождённого победой. Имени Марии Заньковецкой Как отмечают специалисты, именно в военные годы произошло существенное повышение художественного уровня провинциальных театров по всей Сибири. Эвакуация театров с лучшими режиссёрами, актёрами, театральными художниками из Москвы и крупных городов и их работа на периферии вдохнули новую жизнь в местные театры. Летом 1943 года в город Тару на гастроли прибыл из Салехарда драматический театр «Крайнего Севера», труппа которого состояла в основном из артистов эвакуированного Львовского театра музыкальной комедии им. Марии Заньковецкой. Театр по распоряжению областного отдела искусств был оставлен для работы в этом городе. Украинцев разместили в здании бывшей синагоги, зал был полон всегда. Сибиряки в глубинке увидели классические взрослые постановки и детские спектакли. Главным режиссёром театра был Евгений Просветов, талантливый и удивительно чуткий человек, который ставил постановки, используя потенциал прекрасно поющих артистов, поставив несколько музыкальных комедий. Именно здесь азы театрального искусства постигал в студии театра народный артист СССР Михаил Ульянов.

Спасти для Победы. Как Омск стал вторым домом для эвакуированных театров
© АиФ-Омск