Ещё

Принимаемые политические решения делают существование оборонной промышленности крайне проблематичным 

Принимаемые политические решения делают существование оборонной промышленности крайне проблематичным
Фото: Apral.ru
/РИАП АПРАЛ/ В 2016 году предупредил оборонку, что тучные времена гособоронзаказа (ГОЗ) заканчиваются, и производства надо диверсифицировать — пускать его еще и в мирное русло.
Путинский наказ оборонщикам следующий: к 2020 году — 17% высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения (к 2025-му — 30%, к 2030-му — 50%). Для большинства ОПК-предприятий данная отметка пока недостижима. За это их время от времени ругают на разных уровнях. Правда, оборонный вице-премьер в программном интервью заверил, что «путинские нормативы» делать обязательными для всех не будут. К примеру, (в который и входит «Казанское ОКБ „Союз“) загружен заказами на десяток лет вперед и угрозы для его экономики нет.
Но особое положение у казенных оборонных предприятий (например, казанские „Точмаш“ и Пороховой завод). Цель их работы — именно Государственный оборонный заказ (ГОЗ), и поэтому извлечение прибыли для этих предприятий является весьма проблематичным. Ведь если „навар“ у них иногда случается, то его подчистую забирает государство. Как в таких условиях самим инвестировать в гражданку?
Но есть и проблемы субъективного характера, связанные с необходимостью изменения мышления руководителей оборонных предприятий. На сегодняшний день оно, в большинстве своем, совершенно нерыночное. Результат — оборонные предприятия очень слабо ориентируются в потребностях различных рынков — внутреннего и внешнего.
Примером более-менее успешного продвижения в рынок является . Об этом пишет сетевое издание „Бизнес-онлайн“.
Но и здесь все очень непросто. В вертолетостроении разворачивается настоящий диверсификационный триллер. Довести долю чисто гражданской продукции до 50% мечтало еще прежнее руководство казанского вертолетного завода (КВЗ), у которого спецпродукция всегда достигала примерно 80%. И теперь это как бы воплотилось в реальность, но специфическим образом. Дело в том, что сегодня делает минимальные заказы, и приходится прикладывать сверхусилия по продвижению своих вертолетов (прежде всего, „Ансатов“) в гражданскую сферу.
Так, например, на сегодня построено и продано примерно 15 медицинских „Ансатов“. 20 „Ансатов“ законтрактовали китайцы для Ассоциации медицины катастроф КНР. Казалось бы, громким успехом было подписание в сентябре 2018 года контракта с ростеховской лизинговой компанией „Авиакапитал-Сервис“ и Национальной службой санитарной авиации (НССА) на поставку 104 вертолетов „Ансат“.
Однако, по какой цене это было сделано! Это всего 199,9 млн рублей за вертолет. Но в этой сумме 60% — импортные покупные изделия, а зарплата — всего 10%. В результате этот заказ с самого начала был однозначно убыточным для предприятия, потому что отечественные потребители отказываются брать вертолеты по более высокой цене. Но затем внезапно у страны почему-то кончились деньги, и 104 вертолета ей оказались не нужны. Финансирования нет, есть только слова, что всем это нужно.
Есть и другие примеры, казалось бы, успешного перехода оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции. Но и у них полно своих проблем, так как этого нужно создавать дополнительные производственные мощности, т.е. однозначно — уменьшать загрузку имеющихся мощностей примерно в два раза.
Раньше в СССР шутили, что макаронные и папиросные фабрики могут в течение дня перейти на производство патронов.
Но сегодня производство гораздо сложнее, и быстро перейти от выпуска холодильников на выпуск снарядов и ракет просто невозможно — это совершенно разные технологии.
Таким образом, повторяется история с оборонкой перед развалом СССР, когда от каждого военного предприятия требовали перейти к выпуску „кастрюль“. И сегодня, похоже, удавка на шее оборонной промышленности затягивается вновь.
Роман на работе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео