Россия в сфере госзакупок учтет концепцию "четырех типов" Всемирного банка
Практика государственных закупок в России наиболее эффективно показала себя при решении рядовых задач в виде получения товаров и услуг, которые необходимы в контексте текущей бюрократической деятельности – считает экономист Дмитрий Адамидов. Путин потребовал решить проблемы с госзакупками Таким образом, экономист прокомментировал заявление президента РФ Владимира Путина о том, что нашему государству необходимо пресечь сомнительные конкурсы при госзакупках, поскольку заказы должны получить те, кто предоставляет лучшие условия. Подобная проблема действительно существует и выражается в том, что некоторые контракты, особенно в провинции, получают компании, близкие к тем людям, которые проводят конкурсы и принимают в них решения. Впрочем, также нельзя забывать про специфику российской экономики, где на многих направлениях действует ограниченное число игроков и где открытый конкурс порою приводит к спорным результатам. Например, это сфера кораблестроения, где часть военных контрактов не была реализована в срок, поскольку поставщики не смогли произвести компоненты необходимого качества. В результате, даже имелись предложения ограничить сферу государственных закупок. «Практика госзакупок наиболее эффективна в плане текущей деятельности казенных предприятий и органов исполнительной власти, т.е. тогда, когда государственное предприятие закупает один и тот же товар или услугу в течение многих лет», - констатирует Адамидов. В такой ситуации действительно создается необходимый уровень конкуренции, позволяющий выбрать наиболее эффективное предложение на площадке госзакупок. В других отраслях это часто работает со скрипом в силу специфики отечественной экономики. Не надо забывать про то, что в России доминирует государственная собственность, а, значит, число конкурентных частных предприятий по части направлений, если не равно нулю, то минимально, и это ограничивает конечный эффект от открытой системы госзакупок. «В области простых контрактов система госзакупок работает неплохо, хотя российская Счетная палата и здесь постоянно находит нарушения, связанные с данным процессом. Впрочем, все это не играет значительной роли на общем фоне», - заключает Адамидов. Как замечает эксперт, эффективность госзакупок можно проследить только тогда, когда закупаются однотипные товары и услуги, а когда нужно сделать что-то экстраординарное, чему нет аналогов не только на российском, но и на мировом рынке, такой подход сомнителен. Это прекрасно видно на тех примерах, когда контракты на разработку уникальных проектов давались непрофильным предприятиям. «По рядовым сделкам госзакупки являются нормальным процессом, хотя и здесь есть претензии по той причине, что это длительный по времени процесс, который часто не подходит к срочным и наиболее неотложным проблемам», - резюмирует Адамидов. Практика госзакупок не всегда является эффективной По мнению экономиста, как только появляется какая-то нетривиальная задача, то все это никуда не годится, поскольку частная компания может заявить на конкурсе все, что угодно, но затем этого не выполнить, после чего государство понесет значительные потери. Таким образом, по этому вопросу нужно разделять задачи, где подходит практика госзакупок, и где она должна быть ограничена. Например, это оборонно-промышленный комплекс, а также наиболее наукоемкие отрасли, которые в России двигаются за счет государственного финансирования и где в производственной цепочке задействовано ограниченное число предприятий. «Это, кстати говоря, не чисто российская особенность, а повсеместная. Там, где возникают наиболее сложные задачи, общее число участников рынка ограничено, причем это актуально даже для наиболее передовой американской экономики», - констатирует Адамидов. К тому же, Россия не Советский Союза, обладавший пусть и не самым эффективным, но все-таки огромным и мощным народным хозяйством. Это наиболее сильно проявлялось в сфере ВПК, где по всем направлениям конкурировала большая группа предприятий. «Еще нужно отметить, что Всемирный банк рекомендует четыре вида закупок – это товары, услуги, высокотехнологичная продукция и разработки. В каждом из этих направления существует принципиально разный уровень экономической кооперации», - заключает Адамидов. Это должно отражаться и на практике госзакупок, поскольку эти направления подразумевают совершенно разный уровень экономической кооперации и специализаций, и где этот уровень выше, работы способно выполнить только ограниченное число предприятий. В то же время, на конкурс часто может выставить предложение любая частная или государственная компания, включая и откровенных авантюристов. «Например, это все учитывалось при подготовке Олимпиады в Сочи, когда «Олимпстрой» был фактически выведен из системы госзакупок, чтобы данный проект был реализован полностью, без каких-либо проблем и в указанный срок», - резюмирует Адамидов. Интересно, что гарантией этого был личный контроль президента, а вот к чемпионату мира по футболу готовились уже в девяти городах, что привело к значительным проблемам по многим объектам – достаточно вспомнить, сколько строили стадион в Санкт-Петербурге. И это особенно важно при реализации национальных проектов, где деньги необходимо тратить максимально эффективно.