Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева: первый дизель для авианалета на Берлин

Частично раскапотированный дизельный двигатель АЧ-30Б
Московское машиностроительное предприятие им. Чернышева: первый дизель для авианалета на Берлин
Фото: РостехРостех
В годы Великой Отечественной войны сыграла одну из своих самых значимых ролей: будучи столицей, главный город страны стал и кузницей Победы. Первая бомбардировка Москвы произошла 22 июля 1941 года. Уже в декабре москвичи нанесли по противнику мощный контрудар, отбросив его от подступов к столице. Именно тогда был развеян миф о непобедимости фашистской армии и сорван план «молниеносной войны».
В эти суровые дни на военный лад перестраивалась вся жизнь столицы. В том числе, началась эвакуация предприятий. Только за 1941-1942 годы из Москвы было эвакуировано свыше 200 производств, некоторые из них было решено уничтожить. В их числе (входит в ОДК). Благодаря самоотверженному труду и героизму сотрудников, завод удалось не только сохранить, но и справиться с ответственной задачей освоить выпуск новых дизельных двигателей для военных самолетов. Именно они устанавливались на дальние бомбардировщики Ер-2, которые в сентябре 1941 года принимали участие в серии авианалетов на Берлин.
От звездообразных моторов до первого авиадизеля
Предприятие в московском Тушине было создано в 1932 году на базе авиаремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. Здесь производили первые звездообразные поршневые моторы для легких гражданских самолетов «Сталь-2», Ш-7.
Со второй половины 1938 года жизнь завода 82 полностью изменилась. На смену гражданским моторам пришел двигатель АН-51 (авиадизель нефтяной), который предназначался для дальних бомбардировщиков. Кроме того, НКВД «укомплектовал» завод опытными специалистами из (Центральный институт авиационного моторостроения). Такая группа поддержки должна была оказывать помощь заводским специалистам в освоении серийного производства авиадизеля.
Авиационные специалисты под руководством А.Д. Чаромского
Главным конструктором ОКБ стал Алексей Дмитриевич Чаромский – создатель первого авиационного дизельного двигателя в нашей стране. Коллектив состоял из специалистов самого высокого класса: здесь, например, оказались Борис Сергеевич Стечкин, профессор с мировым именем, позднее основоположник теории воздушно-реактивных двигателей, , крупнейший двигателист, академик, позже один из основателей космонавтики.
Заводскому КБ удалось всего за полтора года спроектировать и построить совершенно новый, более мощный дизель М-30Б. В начале войны его переименовали в АЧ-30Б (в честь автора и разработчика проекта Алексея Чаромского).
Во время Великой Отечественной войны АЧ-30Б устанавливался на бомбардировщики Пе-8 и Ер-2, на которых наши летчики наносили удары в тылу противника. Уже в августе и сентябре 1941 года эти самолеты принимали участие в серии авианалетов на Берлин. Кроме самолетов, дизельный двигатель АЧ-30Б устанавливали также на танках, торпедных катерах, тепловозах, большегрузных автомобилях.
Труд для фронта, для победы
Надежный дизель М-30Б появился как нельзя кстати, перед самым началом боевых действий. Война буквально застала сотрудников завода за работой над новым двигателем. «В то памятное воскресное утро, вспоминает ветеран завода А. Н. Малюшкин, я трудился в КБ в связи со срочной работой над авиадизелем М-З0Б. Часов в 12 в отдел пришел заместитель главного конструктора Иван Ерофеевич Скляр и сообщил, что на нас напала фашистская Германия. Уже через четыре дня после начала войны завод стал готовиться к эвакуации в Казань: упаковывали техдокументацию, грузили на платформы оборудование».
Одним из участников эвакуации предприятия в Казань стал будущий футболист . Дело в том, что его отец трудился шлифовальщиком на заводе и как сотни работников был эвакуирован с семьей в Поволжье.
Лев Яшин, лучший вратарь XX века
В своей книге «Счастье трудных побед» легендарный вратарь вспоминал: «Прошло не меньше четырех суток с тех пор, как мы уехали из Москвы, а дороге все не было конца. Наконец наш эшелон сделал последнюю остановку в голой степи, под Ульяновском, и мы стали разгружаться. Этот день я могу считать последним днем моего детства. Мне было в ту пору без малого двенадцать лет. Привыкать к трудностям тогда мы все научились очень быстро. А трудностей было много. Ползимы таскали по снегу через степь станки и устанавливали их в будущих цехах прямо под открытым небом. Завод мы достраивали и приводили в порядок сами Поближе к концу зимы от наскоро построенных бараков до заводской проходной протянулась тонкая и прямая как струна тропинка в снегу. В шесть утра поднимались наши отцы, одевались, умывались, завтракали и шли на завод. Шли в глубокой темноте на свет заводской проходной. Потому и дорожка была такая прямая, что каждый боялся сделать лишний шаг, лишнее движение – экономили силы, тепло, энергию: предстоял долгий, напряженный рабочий день, когда нужно было отдать все труду для фронта, для победы».
Привыкать к трудностям тогда мы все научились очень быстро. А трудностей было много. Ползимы таскали по снегу через степь станки и устанавливали их в будущих цехах прямо под открытым небом. Завод мы достраивали и приводили в порядок сами
Лев Яшин, советский футболист
Чуть позже на завод пошел работать и он сам, став весной 1943 года учеником слесаря. Здесь же в заводской проходной 15-летний слесарь третьего разряда Лев Яшин увидел на стене объявление, приглашение в футбольную секцию.
Возвращение и продолжение промышленных побед
Завод вернулся в Тушино 1 марта 1942 года. Предприятие решено было ликвидировать, а вернувшихся из Казани работников и оборудование передать заводу 45. Это был, пожалуй, одним из самых критических моментов в жизни завода. Однако главному инженеру А.Г. Таканаеву удалось отстоять завод на прежних площадях, правда, под другим названием. Здесь был организован опытный завод 500. Основная задача предприятия остается прежней выпуск дизелей АЧ-30Б.
Серийный Ер-2 с АЧ-30Б
Следует отметить, что корпуса завода на московской площадке не впервые были спасены Таканаевым. Как и многие столичные предприятия, в 1941 году при подходе немцев к Москве завод был заминирован. Главный инженер Таканаев получил приказ немедленно нажать кнопку, но он ответил, что взорвет завод лишь в том случае, если увидит своими глазами хотя бы одного немца. Таким образом, предприятие удалось спасти.
В победном 1945-ом директором завода был назначен Михаил Koноненко, a главным инженером – , с которым в дальнейшем будет связана целая эпоха реактивных двигателей и именем которого в 1983 году назовут завод.
Именно по разработанному Владимиром Васильевичем Чернышевым проекту, было организовано крупносерийное производство первых в стране турбореактивных двигателей РД-500. Их созданием и серийным выпуском полностью завершилась реконструкция завода: поршневые двигатели уступили первенство турбореактивным.
Двигатели завода 500 использовались на самолетах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева. Двигатель ВК-1 позволил истребителю-перехватчику МиГ-15 увеличить дальность полета до 2000 км, а истребителю МиГ-17 стать первым отечественным самолетом, превысившем скорость звука. С 1958 года завод стал производить двигатели Р11Ф-300, которые помогли истребителям МиГ-21 установить рекорды скорости и высоты полета.
С 1982 года завод производит двухконтурный форсированный авиадвигатель РД-33 для фронтовых истребителей МиГ-29, на которых свое мастерство показывают знаменитые «Стрижи». И сегодня модификация этого двигателя РД-33МК для самолетов палубной авиации МиГ-29К и новейших истребителей МиГ-35 остается основной продукцией ММП им. В. В. Чернышева.
Производственная программа предприятия включает также серийное производство и ремонт турбореактивных двигателей РД-93 для самолета JF-17 китайского производства. ММП им. Чернышева активно участвует в программе импортозамещения: успешно возобновлено производство осевого компрессора для двигателя ВК-2500 для вертолетов семейства «Ми» и «Ка», а также налажено серийное производство двигателей семейства ТВ7-117 для самолетов Ил-114 и Ил-112 и вертолета Ми-38. И это является без преувеличения достойным продолжением промышленных побед легендарного завода.