Войти в почту

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

На фоне IPO Lyft, Uber и других американских компаний стали подзабываться успехи Китая. А ведь в 2018 году каждые 3,8 дня в этой стране рождалось по компании-единорогу, согласно отчету, опубликованному исследовательским институтом Хужунь (Hurun). В начале мая на биржу вышла китайская Yunji Inc, занимающаяся электронной коммерцией, достигнув капитализации в $3 млрд, и еще несколько компаний стоят в очереди. Из китайских компаний, которые в прошлом году получили рекордную оценку — финансовая Alibaba Ant Financial, капитализация которой превысила 1 трлн юаней ($148 млрд). За ней идут персонализированный новостной агрегатор Toutiao ($75 млрд) компании ByteDance и транспортный сервис DiDi Chuxing ($56 млрд). При этом на китайском рынке за весь 2018 году появилось 97 новых единорогов (для сравнения, в том же году в США появилось только 54 миллиардных стартапа), 24 завершили IPO и выбыли из списка единорогов, еще три компании объединились с другими, а бизнес четырех компаний провалился. Как им это удается? Эти особенные китайцы Под данным Crunchbase, во 2-м квартале 2018 года китайские стартапы впервые в истории обошли американские по объему привлеченных инвестиций. За первые два квартала китайские стартапы получили 47% всего мирового объема венчурных инвестиций, тогда как молодые компании США и Канады вместе взятые получили 35%. По итогу 4-го квартала 2018 года венчурный рынок Китая несколько просел, наступила «Венчурная зима», и рынок скатился к показателям 2015 года. В 3-м квартале 2018 года китайская экономика выросла всего на 6,5%, продемонстрировав самый медленный рост с 2009 года — так проявились последствия торговой войны с США и ряд других факторов. Тем не менее, китайский венчурный рынок все еще остается невероятно огромным. Сегодня этот рост приводит к взрывным изменениям не только в Китае, но и во всем мире. Как КНР удалось обогнать США? Премьер госсовета Ли Кэцян в докладе на Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) в 2016 году произнес слово «инновация» 59 раз и слово «предпринимательство» 22 раза. Это очень точно характеризует китайскую экономику: призыв Ли Кэцяна к «массовому предпринимательству и инновациям» был услышан и стал национальной экономической стратегией КНР. В 2000 году общие доходы, полученные китайскими государственными промышленными предприятиями и частными предприятиями, были примерно одинаковыми и составляли около 4 трлн юаней (по $600 млрд). К 2013 году общий доход государственных компаний вырос более чем в шесть раз. Тем временем доходы негосударственного сектора выросли более чем в 18 раз. Предпринимательский дух Китая — это больше, чем просто бизнес: он фактически стал близок каждому из 1,3 млрд жителей КНР. Китайцам присущ авантюризм: они с любопытством относятся к новым продуктам и начинают массово их использовать, притом гораздо быстрее, нежели на «западе». Более того, они настроены на быструю коммерциализацию: для китайских фаундеров стартапы — не забава и не способ изменить мир, а сугубо прагматичное дело, цель которого — получить деньги. Где искать единорогов Массовое предпринимательство порождает невероятно высокую конкуренцию, а это в свою очередь рождает новые бизнес-модели, совмещающие различные сферы жизни и технологии. Государственная стратегия КНР («Китай — Инновационное государство», Made in China 2025, «Стратегия 2030» и еще масса других профильных, таких как «Здоровый Китай 2030» и пр.) и национальные особенности характера привели к тому, что в 2018 году в Китае зарегистрировали более 21 млн юрлиц, включая 6 млн компаний. Отношение китайцев к роботизации, автономным машинам, и изменению генома человека отличается от западного. В западном мире эти сферы вызывают слишком много этических и философских дискуссий. А Китай тем временем смело инвестирует в модернизацию производства, робототехнику, IIoT (industrial internet of things) и т. д., при этом вопросы защиты рабочей силы обсуждаются только в кулуарах без лишнего пафоса, а для быстрого роста, прогресса и, если угодно, эволюции скорость принятия решений крайне важна. В 2017 году объем рынка промышленного интернета вещей в Китае составил $85,5 млрд. При сохранении среднего роста (CAGR) в 18%, к 2020 году его объем достигнет $160 млрд. В то же время объем рынка умного производства в Китае в 2018 году составил $250,5 млрд, а к 2023 году прогнозируется выше $420 млрд. В результате по итогам 2017 года КНР обошла США по количеству единорогов: 34 против 32. Не все заметили это событие, так как Китай не всегда хорошо мониторится западными организациями: например, CB Insight в указанном году заметило лишь на 17 единорогов в Китае. Миллиардный итог Приоритетными и стратегическими для страны отраслями в ближайшее время будут оставаться искусственный интеллект (ИИ), большие данные, робототехника и образование: на них будет выделено наибольшее финансирование, по словам министра науки и технологий Китая Вана Чжигана, чтобы догнать «страну новаторов» США. Стоит учитывать, что новые и потенциально успешные компании будут также появляться в областях, требующих исследований в области фундаментальных наук, например, квантовые технологии, биотехенологии и генная инженерия, а также частные космические программы. В тоже время отрасли, где в данный момент доминирует государство, такие как телекоммуникации, финансы и медицина, пока что остаются неэффективными. Подобные условия позволяют активным новичкам занимать свои ниши в бизнесе за счет активного внедрения новых технологий и бизнес-моделей. Например, методы работы в медицине давно изжили себя. Длинные очереди в государственных больницах стали нормой, а доступ к лекарствам усложнен из-за непрозрачной системы распределения. Благодаря этому Alihealth (дочка Alibaba) стала лидером в сфере интернет-торговли лекарствами, а WeDoctor (его называют Amazon в здравоохранении) — в онлайн-записи к врачу. Капитализация той же Wedoctor уже превысила $6 миллиардов, и компания планирует экспансию на глобальный рынок, поэтому мы можем ждать от нее IPO. Еще одна специфическая черта китайского рынка: где появляется один монстр, там сразу же вырастает другой. Например, клоном сети аренды велосипедов Ofo (появился в 2014 году) стал Mobike (появился в 2015, а в апреле 2018 года Mobike была куплена китайской веб-компанией Meituan Dianping за $2,7 млрд). В ритейле появились Taobao, T-Mall и JD, а вышеупомянутый Ziroom теперь конкурирует с Danke Apartment, поднявшим первый раунд инвестиций в $500 млн в феврале 2019 г. Еще в 2014 году можно было предположить, что Китай станет серьезным игроком на рынке высоких технологий. Теперь это стало очевидно: за последние два года Китай создал табун высокотехнологических единорогов. Нижеследующие примеры компаний и индустрий — лишь вершина айсберга, поскольку в стране постоянно появляются новые ниши для технологических компаний. редакция рекомендует Новое поколение: 10 стартапов, за которыми стоит понаблюдать в 2019 год