Войти в почту

Олег Кожемяко: «Сейчас мы разбираемся»

В своем первом отчете о работе администрации Приморского края губернатор Олег Кожемяко сосредоточился на внутренней тематике и поставил интересы человека выше интересов системы. Компактно, сжато, лаконично. Докладывая об итогах социально-­экономического развития Приморья, Олег Кожемяко отметил снижение в 2018 г. уровня официальной безработицы — с 1,2 до 0,9%, увеличение средней зарплаты на 11% (42 тыс. против 38 тыс. руб.), рост доходов консолидированного бюджета на 15%, ввода жилых домов — на 29%. Вместе с тем, по словам губернатора, неплохие результаты с точки зрения статистики не всегда означают, что «каждый житель Приморья на себе почувствовал изменения к лучшему». «Черные дыры» бюджета Бюджет как отправная точка всех остальных сфер имеет профицит в размере 15,7 млрд руб. «Но что такое профицит? — заметил губернатор. — Это неиспользованные средства и неисполненные обязательства, которые могли бы пойти на решение вопросов, которые волнуют жителей, на строительство дорог, жилья, социальных объектов. Чего не произошло». Администрация края упростила условия для софинансирования краевых программ со стороны муниципалитетов. Если в прошлом году все виды финансовой помощи органам местного самоуправления составили 20,9 млрд руб., то в текущем году — 36,3 млрд (рост на 76%). «Мы рассчитываем на то, что эти средства будут эффективно использованы, принесут реальную отдачу, позволят полностью ликвидировать кредиторскую задолженность», — сказал Олег Кожемяко. Отдельно губернатор остановился на гостиницах «Хаятт», которые, по его словам, превратились в «черные дыры», поглощающие миллионы рублей. «Очевидно, это было выгодно тем, кто занимался их содержанием: «Наш дом — Приморье», далее «Дальневосточная инвестиционная группа», где заработная плата составляла у директора 300 тыс. рублей. Конечно, сейчас мы разбираемся, сокращаем эти расходы. В настоящее время по моему поручению осуществляется инвентаризация всех краевых предприятий, принимается комплекс мер по их оздоровлению», — заявил глава региона. Даны поручения по завершению к концу текущего года строительства и ремонта транспортной инфраструктуры ТОР «Надеждинская» и «Михайловский». Подрядчики, проводящие некачественные виды работ, будут внесены в список недобросовестных поставщиков. На контроле ситуация с созданием и содержанием дорог в городе Большой Камень, отметил губернатор. Строительство современной судостроительной верфи — один из приоритетных проектов развития ДФО. При осуществлении такой масштабной стройки застройщик обязан предусмотреть мероприятия по обеспечению сохранности дорог. В целом налоговые и административные преференции инвесторам, строительство инфраструктуры к площадкам показали свою эффективность. Поступления в консолидированный бюджет Приморского края от создания ТОР по итогам трех кварталов 2018 г. составили 1,2 млрд руб. Общий прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет в сравнении с 2017 г. — в размере 43%. Условия для бизнеса Также губернатор рассказал о новых условиях для бизнеса Приморья: снижении вдвое ставок по налогу по упрощенной системе налогообложения для впервые зарегистрированных предприятий; создании микрофинансовой организации для малого бизнеса с кредитами по ключевой ставке Центробанка; пополнении Гарантийного фонда; субсидировании лизинговых платежей и так далее. «С 1 ноября 2018 г. мы приступили к реализации программы «Приморская рыба». С начала действия программы напрямую от рыбодобывающих компаний в торговые организации края поставлено более 1,4 тыс. тонн рыбопродукции, в том числе с использованием системы электронных биржевых торгов реализовано розничным сетям около 300 тонн», — заявил Олег Кожемяко. Крупной проблемой для Приморья стала остановка производства тепличного комплекса ФГУП «Дальневосточное». Предприятие доведено до банкротства, кредиторская задолженность превышает 330 млн руб. «Помочь возможность у края была, — считает губернатор. — Но порядка 60 млн рублей практически весь год пролежали в бюджете». Тяжелая финансовая ситуация в птицеводстве, сложившаяся в последние годы в Приморском крае, вызвала закрытие самого мощного на Дальнем Востоке предприятия по производству мяса птицы — «Дальневосточная птица» (образовано на руинах ЗАО «Михайловский бройлер». — Прим. ред.). К этому привел ряд причин, среди которых главную роль сыграла общая тенденция на российском рынке мяса птицы по снижению стоимости продукции, позиция акционеров и вирус птичьего гриппа. С закрытием «Дальневосточной птицы» общие потери края в производстве мяса птицы составили более 30 тыс. тонн в год. На ФГУП «Дальневосточное» и «Дальневосточной птице» пострадали люди, лишились работы более 1,5 тыс. человек. «Главные причины всех проблем — это нерасторопность, формальный подход, отсутствие желания использовать нестандартные методы администрации края, — считает Олег Кожемяко. — Безусловно, есть меры поддержки на транспортировку и доставку продукции в другие регионы, по территории края, есть меры поддержки на обеспечение кормами. С учетом значимости предприятия, сохранения рабочих мест, налоговых поступлений в местные и краевой бюджеты. Но есть и другие способы, как сделать так, чтобы наше мясо птицы закупали. Разве сложно было провести систему закупок по бюджетным учреждениям охлажденного мяса птицы, в школы, больницы, детские сады — оно высокого качества, лучше замороженного? Этот госзаказ позволял бы работать. Просто мы увидели нежелание вникать в проблему, отсылку на то, что на предприятии есть акционеры, они управляют, а мы здесь со стороны находимся». Квартиры и сети Губернатор отметил важнейшие задачи, которые стоят перед Приморьем, в первую очередь в сфере здравоохранения. Основная часть существующих лечебных учреждений — 1948–1975 гг. постройки. Здания имеют высокий физический и моральный износ, во многих больницах нет современного оборудования. В 2019 г. из всех источников предусмотрено приобретение 1135 единиц оборудования на сумму 2,9 млрд руб. и передвижных медицинских комплексов на сумму 170 млн для отдаленных районов. «На 2019 г. за счет средств краевого бюджета запланировано проведение капитального ремонта в 40 учреждениях здравоохранения на сумму 702 млн рублей», — сообщил Олег Кожемяко. В 2018 г. на территории Приморского края введено 533 тыс. кв. м жилья, то есть 0,23 кв. м на человека в год. Вместе с тем необходимо нарастить объем до 850 тыс. кв. м. «Единственным и действенным решением вопроса в настоящий момент является комплексная застройка территории, системный подход к строительству объектов социальной инфраструктуры, — заявил губернатор. — Считаю необходимым создание службы единого заказчика. Это позволит полностью упорядочить на территории края строительный процесс, начиная с предпроектной проработки, сопровождения проектов, а также осуществлять строительный контроль до ввода объектов в эксплуатацию». Основной проблемой ЖКХ является высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры — более 65%. На 2019 г. программами предприятий жилищно-коммунального комплекса предусмотрен капитальный ремонт более чем на 140 объектах тепло-, водоснабжения и водоотведения на сумму порядка 800 млн руб. «Одним из стратегических направлений развития является модернизация дорожной сети», — отметил глава Приморья. Одной из серьезных проблем дорожной сети является состояние мостов: 717 находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии. «Ситуация по мостам и муниципальным дорогам доведена до крайнего состояния. У нас запланированы денежные средства в бюджете на проектирование мостовых сооружений, — сообщил Олег Кожемяко. — Край является участником национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого запланировано в период с 2019 г. по 2024 г. отремонтировать 657 км дорог, из них 81 км в 2019 г. Если добавить к этому другие программы — Минвостокразвития России, города Владивостока, то данный показатель вырастает как минимум до 150 км городских и краевых дорог. На дорожную сферу в 2018 г. предусмотрено 12,9 млрд руб., в 2019 г. — уже 18,7 млрд руб. Плохое состояние дорог сдерживает развитие региона. Ситуация осложняется тем, что ранее содержание автомобильных дорог выполнялось «по остаточному принципу». Объем расходов на содержание дорог составлял лишь 68% от норматива. Будем менять подходы к ремонту». В общем, отчет получился достаточно сильным с точки зрения определения принципиальных направлений жизни Приморского края. Сигнал получен определенный: на ближайший год задачи экономического развития и преодоления кризиса останутся в приоритете для власти. А проблемы на внешнеполитических фронтах не должны стать поводом уклониться от актуальной внутренней повестки и «замылить» кризисный социальный дискурс. «Все мы понимаем, что пласт нерешенных проблем еще очень велик. Для улучшения качества жизни жителей Приморского края мы вместе с вами приняли множество нужных, важных законов. Но законы мало принять, они должны реально работать на людей — об этом нельзя забывать, — заключил Олег Кожемяко. — Недостаточно утвердить документально то или иное решение — мы обязаны подкреплять их своими действиями. Поэтому наша задача — поэтапно двигаться вперед, в соответствии с озвученными сегодня планами, помня, что приоритетом для нас являются комфорт, безопасность и достойный уровень жизни граждан Приморья».