Ещё

Тотальный диктант прописался в тюрьмах 

Фото: News.ru
В учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) растет популярность всероссийской акции «Тотальный диктант». Об этом News.ru сообщили в ведомстве. Таким образом в российских колониях и тюрьмах в этом году наиболее полно отразился девиз акции «Писать грамотно — это модно!»
Мероприятие проходит в стране каждый год 13 апреля. Оно посвящёно повышению грамотности граждан, популяризации русского языка и культуры речи. Автором текста «Тотального диктанта» в этом году стал писатель и критик Павел Басинский.
Большинство исправительных учреждений поддержало акцию, — рассказали News.ru в ФСИН. — Во всех учреждениях, где проводилось мероприятие, были соблюдены все необходимые условия для участия в ней, проведена регистрация участников и получены специальные бланки.
Всего в исправительных учреждениях функционирует 276 общеобразовательных организации и 503 их филиала, в которых обучаются около 62 тыс. осуждённых. Все желающие среди находящихся в местах лишения свободы смогли проверить свои знания русского языка. В ряде регионов в акции принимали участие и сотрудники колоний. Несмотря на то, что ФСИН отмечает интерес к культуре речи и тягу к грамотности (конкурс поддержали в 16 территориальных подразделениях ведомства), результаты показали, что осуждённые в самом начале пути: многие написали диктант на двойки.
Впрочем, начальник департамента методики обучения МГПУ Наталья Дисяева отметила, что грамотность осуждённых не так уж и отличается от знаний тех, кто находится на свободе: в тюрьмах находятся разные люди, сидящие за различные преступления.
Вопрос качества «Тотального диктанта» важный, но не ключевой. Быть грамотным — это идеал. К нему нужно тянуться. Тут важнее процесс, чем результат. Я думаю, что все люди на планете никогда повально грамотными не будут. А если говорить о процессе, когда каждый захочет стать более грамотным, чем он был до этого, то он идёт. Люди, написавшие диктант, гораздо более грамотные, чем те, которые его не писали, — заявила Дисяева News.ru.
Диктант становится модным в колониях и тюрьмах
В исправительных учреждениях Московской области в культурной акции приняли участие 26 учеников 9-11 классов общеобразовательной школы Можайской воспитательной колонии. А в колонии-поселении №2 осуждённые написали диктант «Ловец душ» по пьесе Горького «На дне» по видеозаписи, опубликованной на сайте образовательного проекта. Приняли участие и женщины из исправительной колонии №5. Они писали диктант «Простое сердце» по поэме Гоголя «Мёртвые души».
В Смоленской области прошедшая культурная акция собрала рекордное число желающих, почти 300 человек. В Калужской области — их оказалось на 24% больше (210 человек), чем в 2018 году. Однако в Управлении ФСИН по Калужской области отмечают, что грамотность работ все ещё на низком уровне.
По мнению отбывающих наказание, сложнее всего в написании предложенного текста было правильно расставить знаки препинания, — рассказали в Управлении федеральной службы по Ярославской области.
Заместитель заведующего кафедрой анализа социальных институтов Факультета социальных наук ВШЭ Роман Абрамов отметил, что при проведении таких тестов важно соблюдать принцип добровольности.
«Тотальный диктант» — это добровольное занятие, такое же, как чтение стихов или поход за грибами. Нужно относиться к акции соответственно. По отношению к ФСИН важна добровольность. Я не знаю, чьей инициативой является проведение мероприятия — руководства исправительного учреждения или осуждённых, — отметил он.
Одни из самых грамотных осужденных — в Самарской области. «Тотальный диктант» там прошёл впервые и 30% из 215 участников справились с заданием, сообщили в местном УФСИН. Более высокие показатели в Бурятии. Из 110 осужденных 11 хорошистов, 39 получили «удовлетворительно». В других регионах ситуация обратная.
Можно сказать, что растет желание осуждённых проверить свою грамотность. Что касается грамотности, нельзя сказать, что она растет… — поделились мнением с корреспондентом News.ru в УФСИН РФ по Республике Марий Эл.
В 2018 году в акции в ИК-29 приняли участие 70 человек. Из них на «отлично» написал всего 1 осуждённый, остальные — на «уд» и «неуд». В ИК-1 диктант писали 17 человек, их них получили «отлично» — 3, «хорошо» — 9, «неуд» — 5 человек. — рассказали в ГУФСИН России по Пермскому краю, — В 2019 году в акции приняли участие 9 учреждений. На сегодня результаты есть только по ИК-29, ИК-32, ИК-37, ИК-1, ПВК, СИЗО-4, СИЗО-5. В этих учреждениях 14 отметок «хорошо» и 3 «отлично» (все «пятерки» из ИК-1), остальные работы написаны на «уд» и «неуд».
В Алтайском крае диктант «Простое сердце» написали 25 человек в лечебно-исправительном учреждении № 1. Есть хорошисты, троечники, и даже отличник, ставший одним из семи написавших на «5» в Барнауле. Это 25-летний осуждённый по ст. 228 УК РФ Владислав Сухин, бывший студент Алтайского государственного университета.
Сотрудники ФСИН пишут на четвёрки и пятёрки
В Татарстане в конкурсе правописания приняли участие сотрудники уголовно-исправительной системы ИК-10 во главе с начальником учреждения Сергеем Харкевичем.
Учебный класс едва вместил всех желающих, среди которых были сотрудники отделов охраны, безопасности, тыла, кадров, а также воспитательной и психологической служб. Сотрудники колонии выбрали тему «Орфография как закон природы». Проверка работ показала уровень грамотности личного состава учреждения, за диктант были получены оценки «4» и «5», — рассказали в УФСИН по Республике Татарстан.
В Дагестане в режиме онлайн текст писали 8 сотрудников исправительных учреждений. «Тотальный диктант» проходил в 6 исправительных учреждениях, охватив 120 человек. Среди них оказался осуждённый из ИК-2, написавший текст на «5».
Конкурс идет и в учреждениях Камчатского края. Там в акции приняли участие 22 осужденных исправительной колонии №5 и 18 из ИК-6 строгого режима.
Цель «Тотального диктанта» не только повысить грамотность, хотя она одна из важнейших, — напоминает Наталья Дисяева. — Акция даёт осуждённым ощущение духовной свободы, приобщения к тому, что делают все в один день и час. Ясно, что в местах лишения свободы духовная жизнь обеднена прежде всего тем, что несвободна. У человека нет элементарной свободы выбора.
Педагог отмечает, что помимо интеллектуальной составляющей действительности, есть и эмоциональная: богатая духовная жизнь приносит человеку радость.
Для «Тотального диктанта» предлагаются великолепные тексты, высокого эстетического уровня. Приобщение к ним повышает качество духовной жизни, — уверена она. — Мне кажется, что для людей, проживающих в местах лишения свободы очень важен именно этот момент. Доступ к эмоциональным радостям у них ограничен, в том числе и потому что они когда-то потеряли на это право. Важна и нравственная составляющая. Думаю, что воспитание любви и уважения к родному языку — это огромный фактор нравственной жизни. Нельзя уважать то, что мало знаешь. Когда люди знакомятся с текстами «Тотального диктанта», они уже ближе к любви к родному языку, чем были до этого.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео