Войти в почту

IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE

Художественная тема IV Международного фестиваля камерной музыки VIVARTE: Эдвард Мунк и русские художники Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE стал ежегодной традицией, однако, каждый фестиваль неповторим и создает особую атмосферу. Концепция проекта неизменно рождается в творческом диалоге культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи. В этом году тема фестиваля была подсказана выставкой Эдварда Мунка, проходящей в Третьяковской галерее с середины апреля до середины июля. Фестиваль посвящен русско-скандинавским связям конца XIX – начала XX века в изобразительном искусстве, музыке и литературе. В нем примут участие известные норвежские и датские музыканты, которые редко выступают на российской академической сцене. Проведение концертов в окружении произведений Михаила Врубеля на этот раз особенно уместно. Врубель является, пожалуй, самым ярким (среди русских художников) выразителем идеи гезамкунстверка – совершенного произведения, объединяющего разные сферы искусства – идеи, которая царила на рубеже веков в философии символизма и стиле модерн. Врубель и Мунк – художники одного поколения, «безумцы» со схожим трагическим мироощущением, «говорящие» на новом непонятном их современникам «языке». Для устроителей фестиваля также было интересно проследить очевидную или неочевидную общность скандинавской и русской живописной и музыкальной традиций. Этой цели способствует программа фестиваля, в рамках которой шесть концертов будут сопровождаться показом картины одного из русских художников этого времени и рассказом специалистов Третьяковской галереи о ее художественных особенностях. Каждое произведение было специально отобрано для того, чтобы продемонстрировать те или иные качества, родственные живописи Мунка и скандинавской школе. В то же время каждое полотно созвучно музыкальной теме вечера. Знакомство с «северным» искусством у русского зрителя состоялось впервые в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, где было показано творчество финских художников. Через год Сергей Дягилев тщательно отобрал и привез в Санкт-Петербург на «Скандинавскую выставку» около трехсот лучших, как он считал, произведений 74 авторов, среди которых было несколько картин (автопортрет) Эдварда Мунка. Еще через год была устроена совместная выставка современных русских и финских художников, продемонстрировавшая совпадение их творческих устремлений. Причинами этого были не только интенсивные контакты живописцев, архитекторов, музыкантов и литераторов, но и близость политических и духовных процессов, и даже сходные климат и природный ландшафт.