Войти в почту

Большой передел ретейла? Что означают сделки с «Магнитом», «Лентой» и «Красным&Белым»

Глава «Сбербанка» Герман Греф опроверг покупку контрольного пакета «О’Кей»: значит, очередной громкой смены владельцев сети из топ-10 пока не случилось. Но и без этого скучать не приходится. Именно наш рынок последние год-два генерирует самые громкие корпоративные новости: смена акционеров «Магнита» (второй по размеру игрок), покупку «Ленты» (пока топ-3) владельцем «Северстали» или слияние «Дикси», «Красное&Белое» и «Бристоля», которое должно явить России третьего крупнейшего ретейлера в стране. Но искать подвох я бы не стал: в каждом отдельном случае причина для перемен своя. Очевидно, к примеру, что американским акционерам «Ленты» пора было уходить. Разговоры о продаже TPG Capital и ЕБРР шли достаточно давно и в результате увенчались успехом. Проект стал одним из самых удачных в истории TPG — меньше чем за 10 лет фонд получил до 500% прибыли. Покупку облегчила публичность «Ленты» — компании с отличным продуктом и понятными перспективами. Рыночные котировки серьезно упрощают переговоры: с владельцами легче вести диалог, когда нет лишних фантазий. Аналогичная ситуация и в «О’Кей» — акционеры не менялись уже много лет, причем здесь это вообще основатели. Они психологически дозрели, да и отличный опыт по продаже бизнесов профильным инвесторам у них уже есть. С начала 2000-х по России покатилась первая волна успеха в ретейле. Тогда появилось много новых имен инвесторов в это направление. И сейчас, даже после двух кризисов, туда точно пойдут еще и еще. Российский рынок ждут громкие сделки M&A: у потенциальных инвесторов перед глазами успешные примеры предшественников, а регулярные взлеты свежих проектов, наподобие «Красное&Белое», только подогревают интерес. Ретейл и, быть может, общепит — единственные крупные b2c-рынки, где возможен быстрый рост. Для сравнения посмотрите на телеком, где уровень проникновения давно превысил 100% и компаниям стало очень сложно расти, или жилое строительство, которое после взрывного роста в 2000-х теперь драматически стагнирует. К тому же в отличие от банковского рынка в ретейле заметные игроки не принадлежат государству. Масла в огонь добавляет довольно высокая закредитованность розницы, — как правило, государственными деньгами. Это создает благодатную почву для различных схем с давлением на владельцев. Госбанки в последнее время очень полюбили самые изощренные методы, вплоть до уголовного преследования. Вопрос, как сделать так, чтобы сметана массово не скисала, на российском рынке с блеском еще никто не решил. Конечно, консолидация имеет и обратную сторону. Лидеры рынка, увеличившись в размерах, неизбежно столкнутся с проблемами масштаба. Вопрос, как обеспечить 16 тысяч магазинов свежими помидорами или сделать так, чтобы в них сметана массово не скисала, на российском рынке с блеском еще никто не решил. Все эти проблемы приходится решать при относительно небольших наценках и с учетом того обстоятельства, что потребитель в России чуть ли не самый придирчивый. Бывший гендиректор «Пятерочки» Ольга Наумова однажды как нельзя точно назвала российских покупателей «бедными гедонистами». Еще один барьер — неповоротливость лидеров розничного рынка. Яркий пример — 4500 магазинов «Магнит Косметик». Нигде в мире нет успешных примеров крупного продовольственного ретейлера, который с таким же успехом развивал бы формат дрогери. Кажется, это один из первых кандидатов на продажу. Правда, не в самом ближайшем будущем — у нового менеджмента «Магнита» и без того проблем хватает. Это чуть ли не самая большая сеть в стране, здесь важно отлаживать все процессы, а в огромной команде пока не все роли распределены. Кроме того, нынешним лидерам рынка нельзя расслабляться, ведь в спину дышат новые звезды. Становится все заметнее присутствие уральской сети «Монетка» за пределами домашнего региона, интересные форматы у «экологичного» «ВкусВилла» и жесткого дискаунтера Fix Price — удачно адаптированного в России формата, который так популярен на Западе. Есть потенциал развития и у старой доброй «Азбуки Вкуса», которая пробует открывать свои кафе. В Москве неплохо себя чувствует сеть «Магнолия», хотя и продолжает придерживаться консервативной модели развития, — к примеру, в Петербург не выходит. Дрогери-сеть «Улыбка радуги» проводит активную экспансию: недавно завершила сделку по приобретению казанской «Альпари», перевалив за 500 магазинов и усилив позиции не только в Поволжье, но и в ЦФО. Де-факто российский рынок развивается по американскому пути. Ограничения — как в той же Европе, по коммерческим площадям, строительным и регуляторным нормам — практически отсутствуют. География тоже позволяет: большие расстояния и привычка ездить за покупками на авто — все как в США. Но вот мышление у бизнеса часто все равно остается европейское. В Петербурге, например, работает три магазина METRO Cash&Carry, хотя хватило бы места для 33-х. Я уверен, что со временем это изменится. Количество магазинов увеличится в разы, как и их разнообразие — будут появляться новые интересные форматы и игроки. На них будут больше обращать внимания инвесторы. А дальше конкуренция сделает свое дело. Так что богатые станут еще богаче за счет консолидации. А бедные? Бедные тоже будут богаче, но уже благодаря своей прыти и новым перспективным нишам, которые придумают себе сами.