Войти в почту

Директор Русского музея - о тройном юбилее, Арктике и помощи Нотр-Даму

В 2020 году Русский музей отметит несколько знаменательных дат, однако подготовка к торжествам идёт уже сегодня. Рождённый трижды - Владимир Александрович, вы говорили, что Русский музей рождался трижды. Как так? - Первый раз он возник как идея. То время связано с победой в Отечественной войне 1812 года, подъёмом самосознания. Русские офицеры побывали в Европе, посмотрели, как там живут, хранят традиции. В итоге в нашем обществе тоже появилась потребность оглянуться на пройденный путь. Стала широко обсуждаться тема собрания национального искусства. Вторая веха - указ Николая II «Об учреждении Русского музея», подписанный 25 апреля 1895 года. И третья дата, март 1898-го, - официальное открытие для публики. - Вы руководите музеем более 30 лет и, по вашим словам, последняя четверть века была периодом «мирного завоевания». Расшифруйте, пожалуйста. - За это время в основную экспозиционную часть вошли пять зданий. В том числе Мраморный и Строгановский дворцы, домик Петра I на Петровской набережной, корпус Бенуа, другие знаковые строения. В состав комплекса входят Михайловский и Летний сады, павильоны кордегардии у Инженерного замка. Минобороны освободило помещения в Михайловском дворце, где долгие годы базировалась Центральная военно-морская библиотека. Спасибо им, мы даже не верили, что когда-то это произойдёт. Но - свершилось. Мы получили 13 тыс. кв. м площади, прекрасные центральный, арабесковый залы. Уже пройдена экспертиза, сейчас начался конкурс по выбору генподрядчика, который отреставрирует исторические интерьеры. На следующий год собираемся выставить там масштабные полотна. Комплекс большой, и всё нужно осваивать, грамотно содержать. Сегодня в коллекции Русского музея сосредоточено свыше 420 тыс. произведений искусства - в четыре раза больше, чем в Третьяковской галерее! И хотя это одна из крупнейших в мире сокровищниц, мы не стремимся быть главными. Не гонимся за ажиотажем. В дни знаменательных дат тоже никаких особых празднеств не планируем. А вот перед обществом и государством отчитаемся полностью. Расскажем, что было сделано за 25 лет. Летний сад - бесплатно - Вы упомянули Летний сад. Последние годы с наступлением весны постоянно возникает вопрос - введут плату за вход или нет. Что скажете на этот раз? - Летний сад в текущем году останется бесплатным. Решение далось с трудом, многие коллеги открыто выступали против такого вердикта. Причина - жёсткие экономические обязательства, которые нужно выполнять. Мы подчиняемся Министерству культуры, а оно требует, чтобы больше зарабатывали самостоятельно. Увеличивали доходы от платных услуг, что связано со стоимостью входных билетов. Ситуация непростая, но стараемся максимально идти навстречу людям. Для всех категорий льготников, например, цены повышаться не будут. Однако до конца удержать эту планку не получится. Так, на 50 рублей вынуждены поднять плату за вход в Михайловский замок. Средства пойдут, в том числе, на его ремонт и организацию выставок. - Кстати, о ремонте. Широкий негативный резонанс вызвал проект, когда в одном из внутренних дворов музея хотели установить стеклянную крышу и лифт. Как продвигаются работы? - Проект остановлен, и недавно я сообщил сотрудникам, что в ближайшее время реализован он не будет. Дело не в критике, которая на нас обрушилась, а судебном процессе. Претензии предъявлены экспертизе, и пока идёт разбирательство, все работы законсервированы. Жаль - можно было получить средства для реконструкции дворов-колодцев, что для Петербурга очень актуально. Многие из них в плохом состоянии, там долго лежит снег, сырость создаёт угрозу для зданий. Кстати, сейчас о таком обновлении думают и в Публичной библиотеке. Поэтому, предполагаю, со временем Русский музей вернётся к намеченным планам. - В музее мы любуемся шедеврами Репина, Левитана, Айвазовского и одновременно здесь устраиваются выставки Сильвестра Сталлоне, Фёдора Конюхова (открыта до 10 июня), малоизвестных авторов. К чему такой разброс? - А почему нет? Культовый актёр боевиков оказался хорошим художником. Замечу, что рисовать он начал ещё в 60-х и пронёс эту мечту через всю жизнь. У него динамичная, напряжённая живопись. Иногда она агрессивна, как наш мир, но зато виден темперамент неравнодушного человека. Известный путешественник Фёдор Конюхов тоже наделён ярким, незаурядным даром. Его картины и графика, выполненные в разных техниках. Здесь и полярные льды, и океаны, и горные вершины. Другое дело, что музеи не должны превращаться в рынок или галерею. Их обязанность - отбирать для экспозиции и хранения по-настоящему интересные вещи. Мы это делаем коллегиально, учитывая новейшие течения. Чтобы потомки, увидев их, смогли сказать: таким было искусство XXI века. - Недавно в Петербурге прошёл Арктический форум, где говорилось и о необычной судьбе художника Павла Михайлова. Ваш музей обладает коллекцией графики этого мастера. В чём её уникальность? - В 1786 году он принял участие в знаменитой экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей шестой континент - Антарктиду. Художник фиксировал новые острова, виды поселений, портреты аборигенов. Его наброскам присуща большая точность. На многих указаны конкретные даты и координаты, что позволяет не только «выстроить» маршрут, но служит документальным доказательством приоритета российских исследователей. В то время как известный английский адмирал Джеймс Кук, столкнувшись с айсбергами, заявил: «Плавать туда невозможно», у Михайлова есть рисунки, подтверждающие: «Земля рядом!» Сегодня на двух арктических станциях работают виртуальные филиалы Русского музея. В 2020-м исполнится 200 лет со дня открытия русскими моряками «ледового материка», и мы надеемся, что работы Михайлова станут ещё одним свидетельством участия наших соотечественников в великих географических открытиях. - Сегодня Русский музей открывает филиалы по всему миру. Так, ваш центр в Малоге вошёл в десятку ведущих в Испании. Как удаётся победить конкуренцию? - Мы стали лучшими по «динамике развития» и посещаемости. Опередили даже центр Помпиду, с которым открылись почти одновременно. Кстати, когда всё только планировалось, нашлось немало сомневающихся. Мол, кто придёт, кто знает Русский музей? Вот Франция, Испания известны, а мы? Но зритель оказался умнее и благодарнее. Ему интересно всё: от судьбы Романовых до соцреализма. За четыре года наши залы посетили около полумиллиона человек. Сейчас демонстрируется выставка, посвящённая образу женщины в русском искусстве - «Святые, царицы, работницы». Она пользуется большой популярностью. А в конце апреля состоится симпозиум «Пикассо и Россия». - Весь мир потряс пожар в Нотр-Даме. Россия заявила, что предложит Франции свои услуги по восстановлению собора. А чем реально можно поддержать? - Если к нам обратятся, безусловно, поможем. У нас богатый опыт реставрации, прекрасные специалисты. Уверен, что Нотр-Дам возродится, ведь это не только визитная карточка Парижа, но и символ европейской цивилизации. Уже сейчас собраны миллионы евро. Но нам нужно посмотреть и на свои уничтоженные святыни. Год назад, например, сгорела потрясающая церковь XVI века в Кондопоге. Я всегда с благоговением приходил к ней, когда приезжал в Карелию. Не мог оторвать глаз от иконописного потолка, иконостаса в стиле барокко. Всё это безвозвратно уничтожено огнём, и что-то не слышно о больших суммах, бизнесменах и меценатах. Хотя это памятник федерального значения. Не случайно раздаются голоса, что чужие храмы спасаем, а свои гибнут. Надо к ним прислушаться.

Директор Русского музея - о тройном юбилее, Арктике и помощи Нотр-Даму
© АиФ Санкт-Петербург