Войти в почту

Молодеют пассажиры, стареет флот. Что мешает развитию речных круизов

МОСКВА, 23 апр — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Навигация в Московском бассейне начнется уже завтра, а через шесть дней, 30 апреля, по Москве-реке двинутся круизные теплоходы. Как речной флот готовится к новому сезону, кто контролирует безопасность пассажиров и что мешает развитию круизов в стране — в материале РИА Новости. Флот стареет "Судоходные компании в России твердят свою версию крылатой фразы "В Багдаде все спокойно" — "С речными круизами все хорошо", но на деле это совсем не так, — отмечает Сергей Мамонов, главный специалист по эксплуатации флота одной из компаний, организующих речные круизы. — Проблем довольно много, и одна из основных — стремительное старение флота". Как поясняет эксперт, в советское время речные пассажирские суда поступали из Чехословакии, Венгрии, Германии и Австрии, а с 1990-х флот практически не пополнялся. "Новые теплоходы строятся, но большинству далеко до завершения, — продолжает Мамонов. — По моим данным, в ближайшее время закончат только теплоход "Мустай Карим", который в 2020 году выйдет на маршрут Москва — Санкт-Петербург — Москва". О старении судов говорит и министр экономического развития Максим Орешкин. "У нас флот имеет средний возраст больше 40 лет. В итоге отрасль попала в негативную спираль, когда требования отечественных и иностранных туристов растут, глобальная конкуренция увеличивается, а качество услуг из-за старения флота снижается", — подчеркнул министр. "Сумма, выделяемая государством на строительство новых судов в лизинг, не превышает четырех миллиардов рублей в год, — поясняет Александр Филимонов, пресс-секретарь одной из круизных компаний. — Этого хватает на выпуск двух судов, а для обновления флота нужно не меньше десяти". Как уточняет Сергей Мамонов, суда регулярно утилизируют: только в конце прошлого года вывели из эксплуатации 15-17 единиц. Всего, по данным экспертов, в России работают около ста теплоходов, которые за сезон совершают более трех с половиной тысяч рейсов. Безопасность на воде "После крушения "Булгарии" число проверок технического состояния судов выросло, — рассказывает Сергей Мамонов. — Этим занимается Ространснадзор, введена система безопасной эксплуатации, за которую отвечают в Российском речном регистре. Кстати, без разрешения этого ведомства ни один корабль не может выйти в рейс". Эксперт добавляет, что пока все меры не сведены в единую систему, "на реке царит неопределенность", но признает: от проверок увильнуть никому не удается. "Считается, что у нас контроль безопасности на речном транспорте самый серьезный в мире, — заявляет генеральный директор одного из круизных центров Андрей Михайловский. — Современные теплоходы оборудованы спутниковыми навигационными системами, спасательного оборудования хватит на всех пассажиров с большим запасом". На судах регулярно проводятся учебные тревоги как для туристов, так и для членов экипажа. Дополнительные трудности "Одна из важных проблем отрасли — неадекватный рост цен на топливо. На него ведь приходится более 40% стоимости круизного продукта, — продолжает Андрей Михайловский. — Поэтому удержать цены на круизы почти нереально, их приходится повышать". Другие эксперты рынка отмечают и увеличение стоимости стоянки в порту: в некоторых городах — в четыре-пять раз. Средств воздействия на ситуацию у судоходных компаний нет. Также, по словам Татьяны Пантиной, проректора по научной работе Государственного университета морского и речного флота, в течение последних лет на Нижнем Дону и Волге были периоды низкой воды, что сказалось на их пропускной способности. "Уже начато строительство Багаевского гидроузла, закончено проектирование Нижегородского низконапорного гидроузла, которые позволят контролировать уровень вод, значительно повысить пропускную способность рек, — говорит Пантина. — Без реализации этих базовых проектов невозможен рост ни грузопотоков, ни перевозок пассажиров на туристических маршрутах". Спрос растет? "Круизы перестали быть отдыхом для тех, "кому за 70", рынок расширяется третий год подряд в среднем на десять-пятнадцать процентов, — утверждает Александр Филимонов. — Путешествия по рекам превратились в реальную альтернативу отдыху за рубежом. Есть важные плюсы: не надо получать визу или долго куда-то добираться — круиз начинается и заканчивается в Москве". Скептики же считают, что круизные операторы создают ажиотажный спрос, дают скидки до 30%, и это свидетельствует о трудностях с привлечением туристов. "Рынок просаживается, снижается глубина продаж: людям незачем покупать путевку заранее, проще дождаться последнего момента и воспользоваться предложением со скидкой, — указывает Сергей Мамонов. — Ощущается и снижение покупательной способности — люди чаще выбирают короткие круизы до семи дней". Как сообщает пресс-служба ФГБУ "Канал имени Москвы", навигация наиболее интенсивна в пределах Белокаменной. "Столичный флот — порядка 150 прогулочных и банкетных теплоходов — перевозит в совокупности около миллиона человек в год, — отметили в пресс-службе. — Суда от городских причалов отходят каждые 15-20 минут". По данным ведомства, на Москву-реку вернутся регулярные пассажирские перевозки. Пилотный маршрут речных трамвайчиков свяжет четыре района столицы: от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Обслуживать его будут десять судов, строящихся специально для этого.

Молодеют пассажиры, стареет флот. Что мешает развитию речных круизов
© РИА Новости