Войти в почту

Кабмину посоветовали тратить деньги с умом

Участие регионов в реализации важнейших государственных прорывных национальных проектов необходимо увязать с их реальным экономическим потенциалом. В то же время масштабность поставленной задачи обязывает субъекты РФ уже сегодня искать возможности для расширения доходной базы, при этом федеральный центр должен позаботиться о полноценной компенсации всех выпадающих доходов территорий. На пленарном заседании палаты регионов 22 апреля сенаторы предложили Правительству ряд мер, способных помочь сбалансировать окружные, краевые и областные бюджеты и выполнить поручения Президента России. Нагрузка на территории должна быть оправданной Доработка проекта постановления Совета Федерации по формированию концепции федерального бюджета на предстоящую трёхлетку длилась две недели, и за этот срок в профильный комитет палаты поступило более 40 предложений, пояснила зампред комитета по бюджету и финрынкам Елена Перминова. «Значительная часть из них повторяется, так как они имеют общую проблематику во многих регионах, и большинство предложений были учтены», — уточнила сенатор, отметив, что в постановлении были отражены также и решения, принятые на выездном заседании членов Совета палаты в Ямало-Ненецком автономном округе, посвящённом развитию Арктической зоны. В частности, палата поддержала выделение бюджетных средств на строительство терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта и реконструкцию судоходного подходного канала в Обской губе Карского моря, а также на реализацию инвестпроектов по строительству морских перегрузочных комплексов сжиженного природного газа в Мурманской области и Камчатском крае. Сенаторы убеждены, что для достижение национальных целей, поставленных Президентом России, требуются серьёзный рост инвестиций в развитие производства. Для стимулирования притока частных капиталов в реальный сектор нужно совершенствовать налоговую систему страны, попутно повышая собираемость самих налогов за счёт сокращения теневого сектора. При этом изменения законодательства о налогах и сборах должны быть направлены на создание стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности. В то же время, необходимо планомерно выявлять дополнительные источники налоговых доходов регионов. Учитывая, что на реализацию национальных и федеральных проектов предусмотрен значительный объём средств, требуется не только заботиться об изыскании финансовых резервов, но усилить госконтроль за эффективным использованием казённых денег. Также кабмину необходимо поставить механизм финансирования госпрограмм в прямую зависимость от достижения конкретных результатов. И здесь большое значение приобретают вопросы сбалансированности развития субъектов Федерации. Несмотря на формирование по итогам 2018 года профицита консолидированных региональных бюджетов, финансовое положение многих территорий остаётся сложным, в том числе из-за недополучения компенсаций на выполнение переданных из центра полномочий. Таким образом, парламентарии считают необходимым, чтобы уровень софинансирования нацпроектов из федерального бюджета был пересмотрен с учётом реальных возможностей регионов. В этой связи сенаторы предлагают разработать дополнительные меры по стимулированию субъектов к увеличению доходной базы. Табачные акцизы и контроль налоговых льгот Серьёзным подспорьем для регионов стал бы перевод части доходов от табачных акцизов в их бюджеты. По прогнозам председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергея Рябухина, мера могла бы принести дополнительно около 100 миллиардов рублей. Сенаторы предлагали это ещё в прошлом году, но кабмин не стал форсировать события, мотивируя тем, что на тот момент ещё не была налажена система контроля за продажами сигарет. Сейчас информационная система маркировки и мониторинга оборота табачной продукции уже апробирована, а значит, самое время вернуться к вопросу. Распределять акцизы на территориях предлагается пропорционально объёмам реализации табачной продукции на основании данных системы. По оценкам экспертов, сегодня в целом общая сумма налоговых льгот, предоставляемых регионами российским предприятиям, составляет около 10 триллионов рублей. А это, по сути, недополученные доходы. Поэтому, по мнению законодателей, важно понять, насколько уместны такие фискальные поблажки, для чего предлагается утвердить методику оценки эффективности региональных и муниципальных льгот. Также предлагается продлить на период до 1 января 2022 года действия нормы, позволяющей регионам обнулять налоговую ставку предпринимателям, впервые зарегистрированным после вступления в силу законов субъектов о введении упрощённой системы налогообложения. Речь идёт о тех индивидуальных предпринимателях, которые работают в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере предоставления бытовых услуг населению. По оценкам экспертов, сегодня в целом общая сумма налоговых льгот, предоставляемых регионами российским предприятиям, составляет около 10 триллионов рублей. В то же время дополнительных бюджетных средств потребует субсидирование процентной ставки до уровня шести процентов годовых по ипотечным кредитам, предоставленным семьям с двумя и более детьми на весь срок их действия. Деньги также понадобятся на выплаты из федерального бюджета 450 тысяч рублей в счёт погашения ипотеки в случае рождения в семьях третьего или каждого последующего ребёнка — соответствующие поправки планируется принять в скором времени. В части стимулирования предпринимательства сенаторы предлагают рассмотреть вопрос об установлении ставки НДС на уровне 10 процентов в отношении реализации продукции семеноводства и фруктов. Для регионов, которые особо преуспеют в сфере экономики, предложено ввести поощрительные меры, вместе с тем кабмину рекомендовано продолжить работу по передаче на федеральный уровень лекарственного обеспечения граждан, страдающих от хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний. Также предложено проработать дополнительно вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в отношении детей и пенсионеров.