Войти в почту

Моржаретто предложил делить водителей на любителей и профессионалов по немецкой системе

Предложение Минтранса разделить водителей на профессионалов и любителей для России актуально, но его стоит доработать. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил автоэксперт Игорь Моржаретто. "Разделять в России водителей на профессионалов и любителей, безусловно, нужно. Это вопрос не праздный и стоит ребром уже много лет. Сразу после распада СССР создали сегодняшнюю универсальную систему обучения, и в течение уже многих лет не знают, как грамотно развести разных водителей по системам обучения. Это действительно непросто, так как нынешняя система неудобна ни для "профи", ни для любителей. Сегодня то образование, что дается в российских автошколах, выпускает ни любителей, ни профессионалов – что-то среднее. Для любителя дается слишком много информации, которая просто не нужна – есть предметы по организации работы такси, продумыванию логистических цепочек в грузопассажирских перевозках, теория по физике движения автомобиля – человеку, который будет возить в легковушке свою семью, все это не пригодится. Профессионалу же, наоборот, даже этого мало", - отмечает специалист. Министерство транспорта внесло изменения в проект поправок к закону "О безопасности дорожного движения". Основное нововведение — разделение водителей на любителей и профессионалов, работающих по найму. Документ вынесен на общественное обсуждение, которое продлится до 6 мая – будут приниматься поправки и предложения. Нововведение предполагает, что процесс обучения должен упроститься, всего граждане смогут сэкономить на водительских курсах до 1,43 млрд рублей в год. "Очевидно, что профессионалы должны получить больше знаний и навыков, любителей стоит избавить от ненужного. Но предложенный Минтрансом проект мне показался сырым. Там предлагается вывести все автообразование из-под закона "Об образовании", создать обособленную категорию. И сделать обучение двухступенчатым – сначала любительским, потом профессиональным по желанию. По-моему, обучать в автошколе водить трамвай или троллейбус не получится. Это слишком упрощенная схема – автомобильное образование – тоже образование. Только нужно серьезно продумать систему знаний и навыков, которые нужно давать любителям и "профи", делать более универсальные обучающие программы, подходить более серьезно к практике и отработке навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. В вопросах обучения водителей упрощенные схемы – дело опасное, ведь вождение связано с безопасностью людей", - считает автоэксперт. По немецкому сценарию Согласно документу, подготовка любителей станет проще, а от профессионалов потребуют прохождения курсов повышения квалификации. Согласно действующему законодательству все граждане с получением прав получают профессию "водитель", и вывод подготовки любителей из-под действия закона "Об образовании" приведет к тому, что учеба в автошколе не будет считаться образовательным процессом, а граждане, получающие водительские права всех категорий, будут оставаться любителями. Для того чтобы перевозить грузы или пассажиров, водители должны будут пройти курсы повышения квалификации, где обучат вождению во внештатных ситуациях и обеспечению безопасности перевозок. Стоимость курсов - от 2,7 до 12,3 тысячи рублей, общие затраты отрасли составят 1,66 млрд руб. Свидетельство о профессии водителя будет выдаваться на пять лет. В Минтрансе предлагают запретить нанимать водителей без свидетельств о прохождении необходимых курсов в компании, имеющие парк автобусов и грузовиков. "Удачных примеров внедрения успешных программ по обучению водительским навыкам на постсоветском пространстве не просматривается, тем более с четким разделением на подготовку любителей и профессионалов. Однако за пример можно взять опыт Германии, который кажется более интересным. Немцы считают, что стандартное любительское образование для категории В (легковые автомобили) вполне достаточно для того, чтобы работать в такси. При этом он может пойти на второй этап обучения в другие автошколы, которые специализируются на других категориях – у них есть специальные программы, стандарты. Это совершенно другое обучение со своим уровнем и требованиями. Получив там категорию С человек может водить грузовик. Но этот навык ему пригодится лишь чтобы иногда перевозить старый комод из дома на дачу на собственном транспорте. А вот если он хочет профессионально работать в сфере грузоперевозок, то придется получить еще и специальную лицензию "Код 95" и только тогда зарабатывать в грузоперевозках. А это уже особые требования к навыкам и знаниям – свою квалификацию придется подтвердить", - заключает Игорь Моржаретто.

Моржаретто предложил делить водителей на любителей и профессионалов по немецкой системе
© ФБА "Экономика сегодня"