Ещё

Семь ключевых трендов в патентовании 

Фото: RB.ru
Больше заявок и больше патентов
Последние несколько лет подача заявок на регистрацию изобретений в России стагнировала, но в 2018 году наконец-то лед тронулся — эксперты ФИПС отмечают прирост на 4,1% по сравнению с 2017 годом. Было подано 37 957 заявок — это неплохой показатель, хотя для технологического прорыва его нужно удвоить, а то и утроить.
Для сравнения — в Китае количество заявок на патенты еще в 2017 году превысило миллион, согласно статистике Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Вместе с тем растет и количество выданных патентов на изобретения. Плюс 4,4% по сравнению c 2017-м (рост до 35 774). В основном патентуют свои изобретения россияне. Чаще из Москвы и Санкт-Петербурга. За ними идут Татарстан, Томск, Краснодар и Ростов. Треть заявок поступает от иностранцев. В 2018 особенно активными были корейские заявители.
Лидеры не меняются
Фармацевтика, биотехнологии и компьютерная техника — это тройка лидеров. В этих отраслях стабильно высокое поступление заявок. Наибольшее количество патентов, которые до 20-25 лет поддерживаются в силе, относятся к фармацевтике.
Фото: Unsplash
Также стабильно пользуются популярностью информационные технологии. Бессменные лидеры патентования в ИТ — «Лаборатория Касперского» и информационно-поисковые системы и навигационные технологии от ООО «Яндекс».
К популярным отраслям можно отнести также радиотехнику, ядерную энергетику, строительство газо— и нефтепроводов. Повысилась потребность и в космических технологиях, ВПК, есть интерес к крупногабаритному транспорту.
Прорыв в ИТ, робототехнике и медицине
Каждый год аналитики Роспатента составляют рейтинг самых прорывных патентов. В 2018 в топе оказались изобретения в области IT, медицины и робототехники. Одно из наиболее важных — уникальная клеточная матрица-имплант, позволяющая проводить очень сложные операции. В матрицу можно встраивать стволовые клетки и добиваться заживления тяжелых обширных ран.
Также среди лидеров — изобретение для защиты вычислительных сетей, система выявления живого человека на последовательности кадров и ступня шагающего космического микроробота.
Увеличение интереса к региональным брендам
Важный тренд 2018-го, который связан с ростом заявок на регистрацию наименований мест происхождения товаров (НМПТ). Это уникальные объекты интеллектуальной собственности, которые связывают товары с регионами, где они выпускаются, и закрепляют права на соответствующие наименования.
Самые известные в мире НМПТ — это, например, шампанское и бургундское вина, коньяк, пармская ветчина.
Фото: Unsplash
Такие товары отражают традиции, колорит, историю, поэтому администрации регионов стали уделять большее внимание этому инструменту позиционирования и продвижения на рынке.
За 2018 год было подано 100 заявок на государственную регистрацию НМПТ — это 78,6% больше, чем в 2017-м. Среди них, например, астраханская вобла, камчатская нерка и рязанский леденец.
Важность позиционирования
Последние три года наблюдается стабильный рост к подаче заявок на товарные знаки. И хотя в 2018 году темп роста несколько снизился, общая положительная тенденция сохранилась.
Всего в 2018-м было подано 76 062 заявки. Такая активность говорит в первую очередь об осознании важности позиционирования товаров на российском и на зарубежных рынках.
Цифровизация и сокращение сроков экспертизы
Переход на цифру, оптимизация всех процедур и ускорение экспертизы — основная цель патентных ведомств по всему миру. Начиная с прошлого года активно модернизируется работа Роспатента.
За 2018 год удалось сократить средний срок рассмотрения заявок на изобретения более чем на месяц.
Кроме того, в ближайшее время Роспатент планирует перейти на полностью автоматизированную процедуру формальной экспертизы и на электронный документооборот. В прошлом году почти половина всех поданных заявок была в электронном виде. Это на 16% больше, чем в 2017-м.
Развитие патентной аналитики
Анализ патентной информации — это уникальный инструмент управления технологиями и инновациями и на государственном уровне, и на уровне организаций. Патентные исследования и патентные ландшафты определяют тенденции патентования, стратегии охраны РИД, технологические приоритеты организаций.
В последнее время крупные организации все больше внимания уделяют патентной информации. ПАО «Газпром нефть», ПАО «Сибур холдинг», ОАО «РЖД», ПАО «Транснефть», АО «Российский экспортный центр» активно сотрудничают с Роспатентом для определения стратегии развития компании, анализа портфеля патентов, поиска партнеров и сокращения расходов.
Фото: Unsplash
Сегодня Россия занимает 8 место в мире по удельному весу в общем числе заявок на патенты по приоритетным областям. В планах, которые указаны в основных направлениях деятельности правительства до 2024 года, до этого времени нужно выйти на 5 место.
Для этого нужно и общее увеличение патентной активности, и большее количество технологических организаций, и усиленная поддержка малого инновационного бизнеса.
Подробно о тенденциях, проблемах и перспективах развития интеллектуальной собственности в эпоху 4.0 расскажут эксперты 23-24 апреля на второй международной конференции «Цифровая трансформация: Фокус на IP».
Материалы по теме:
От кнопки «Лайк» до иконки Touch ID: интерфейсы, которые вы не можете копировать
Как запатентовать технологию в США: опыт Resonance Software
Три бесплатных шага по защите интеллектуальной собственности
Знакомьтесь, патентные тролли! Как защитить свою идею
Почему стартапам больше не нужны патенты — мнение предпринимателя
Фото на обложке: Unsplash
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео