Войти в почту

Рейтинговые агентства: рынок меняется, но не растет

Российский рынок рейтинговых агентств может столкнуться с сокращением числа платежеспособных клиентов и, как следствие, со снижением маржинальности и замедлением темпов роста. Стагнация этого рынка произойдет вслед за снижением конкуренции в банковском секторе, где находятся основные клиенты рейтинговых агентств, заявили участники круглого стола «Рейтинговые агентства России: ветер перемен», организованного в Институте Гайдара. Владимир Астапкович / РИА Новости Банки превращаются в шагреневую кожу В России сегмент независимых банков сжимается как «шагреневая кожа»: к 2021 году может исчезнуть еще более 100 банков, их либо санируют, либо отнимут лицензию. По словам управляющего директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александра Сараева, сегодня в России осталось 440 банков, однако к концу года их останется всего 400. К 2021 году в стране будет действовать только 360 банков. Стагнация банковского сектора скажется на развитии рейтинговых агентств, так как именно банки являются одними из главных их клиентов. Генеральный директор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев привел статистику, по данным на 2019 год, из 1280 присвоенных рейтингов – 41% рейтингов касался долговых инструментов, 19% – банков. «Гораздо меньше рейтингов было посвящено регионам – 12%, еще 12% – нефинансовым компаниям, 16% – иным компаниям, значительную часть от которых заняли страховщики», – объяснил Павел Самиев. По его словам, еще 7-8 лет назад структура рынка была другой, раньше больше всего рейтинги заказывали не банки, а страховые компании и микрофинансовые организации. Драйверами роста рынка рейтинговых компаний стали требования, прописанные в регуляторных документах финансовых компаний. «Страховые же компании, например, заинтересованы в рейтинговании, так как это позволяет им принимать участие в тендерах на корпоративные программы, – заключил генеральный директор «Бизнесдром». Вялотекущее развитие Несмотря на наличие драйверов развития, рейтинговую отрасль в ближайшем будущем ожидает стагнация, уверена экс-директор рейтингового агентства АКРА, партнер Deloitte Екатерина Трофимова. Реформа рейтинговой отрасли в 2015 году позволила перезапустить индустрию национальных рейтинговых агентств. В рамках реформы рейтинги по национальной шкале в России теперь могут составлять агентства, аккредитованные в ЦБ и работающие в России как самостоятельные юрлица. По словам Екатерины Трофимовой, в России сегодня есть 2 крупных агентства, занимающихся рейтингами по национальной шкале. «Появятся ли еще рейтинговые агентства? Думаю, что да. Если на рынке появится три-четыре крупных игрока, это станет серьезным вызовом, так как маржинальность бизнеса рейтинговых агентств будет снижаться. Объем этого рынка не такой большой, всего 1 млрд рублей в год, при этом компании сопровождают высокие операционные издержки и серьезная регуляторная нагрузка, которая будет только возрастать», – объяснила эксперт. Екатерина Трофимова обратила внимание, что первые три года после реформы рынок рейтинговых агентств показывал бурный рост, однако затем он впал в «небыстрое, вялотекущее развитие». Дефолт как проверка Проверкой на прочность для рейтинговых агентств станут дефолты рейтингованных компаний, считает директор S&P Global Ratings Ирина Велиева. От того, как точно сумеют агентства их предсказать, будет зависеть степень доверия к ним со стороны инвесторов. «Рейтинг – это подтверждение того, что должник в полной мере может выплатить все финансовые обязательства. Чем ниже рейтинговая категория, тем сильнее возрастает вероятность дефолтов», – объяснила Ирина Велиева. Оценивая банки, рейтинговые агентства смотрят прежде всего на их кредитоспособность. «Рейтинговые агентства должны ответить сегодня на вопрос: смогут ли российские банки достичь сбалансированного роста кредитного портфеля без накопления кредитных рисков. Смогут ли небольшие и средние банки найти свои рыночные ниши? Как будут расти банки в условиях санкций, которые рождают неопределенность для всей системы?», – отметила эксперт. Ведущий научный сотрудник Института прикладной математики РАН Павел Крутицкий заявил, что основной проблемой национальных рейтинговых агентств является их неспособность оценить все возможные риски. «Проблемы в “Нота-Банке”, “Пересвете”, банке “Отркытие” оказались неоцененными рейтинговыми агентствами. Рейтинг этих банков был неплохим, он не был на преддефолтном уровне. Однако все риски можно было обнаружить только по косвенным данным, рейтинговые агентства должны научиться их анализировать», – заключил эксперт. Автор: Александр Столяров

Рейтинговые агентства: рынок меняется, но не растет
© Инвест-Форсайт