Ещё

Александр Сергеевич в лицее, дома и на Черном море. Главные экспонаты выставки «Портреты Пушкина» 

Александр Сергеевич в лицее, дома и на Черном море. Главные экспонаты выставки «Портреты Пушкина»
Фото: Mos.ru
Этим летом исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А. С. Пушкина выставляет редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект подготовлен совместно с Всероссийским музеем А. С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.
В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана. Mos.ru и агентство «Мосгортур» рассказывают истории создания ключевых портретов.
Саша Пушкин, три года
Первый портрет Пушкина был написан в . Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.
Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в  началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова. Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования. В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.
Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в ).
Подросток Александр
Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник». Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее. Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.
Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».
Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.
Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы. Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры  — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают . Этот набросок не сохранился.
Два канонических портрета
Самыми известными изображениями поэта остаются два портрета кисти Василия Тропинина и Ореста Кипренского, написанные после триумфального возвращения Пушкина из ссылки в Михайловском. Оба были сделаны в 1827 году, первый — в начале года в Москве, второй — весной в Петербурге.
Почти одновременное их появление стало событием — публика с удовольствием обсуждала разницу в подходах художников. Оба портрета представлены в экспозиции не в оригиналах, а в репродукциях художников разных лет.
К Тропинину Пушкин обратился сам. Тот показал его в домашней обстановке, в халате, в котором заказчик, скорее всего, не позировал. Карандашный набросок и этюд маслом, сделанные тропининской рукой, показывают процесс работы над шедевром — на этюде еще нет той легкой улыбки, которая появилась потом на портрете. Оба эскиза представлены на выставке.
Кипренский невольно противопоставил «домашнему» поэту Тропинина романтизированного гения со скрещенными на груди руками и статуэткой музы на заднем плане. Довершил этот байронический образ клетчатый шотландский плед через плечо.
Широкую известность работа Кипренского получила благодаря офорту мастера портретной гравюры , выполненному для поэтического альманаха «Северные цветы на 1828 год». На выставке представлена большая редкость — пробный отпечаток красной краской.
Профессор гравировального класса Академии художеств не ограничился механической репродукцией живописного оригинала. Отказавшись от музы и романтического тартана, изменив положение рук, Уткин смягчил образ, придал ему камерность. Неслучайно такой вариант портрета стал не только самым тиражируемым, но и, по мнению отца и друзей поэта, самым удачным изображением Пушкина.
Промашка с бакенбардами
В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.
В сентябре 1820 года Пушкин побывал в Бахчисарае. Впечатления от посещения дворца крымских ханов воплотились в поэме «Бахчисарайский фонтан». На пике ее популярности в тех краях оказался и Никанор Чернецов. Он не мог пройти мимо живописной натуры, которая была у всех на слуху, и вернулся в Петербург с запасом набросков.
Его брат рисовал Пушкина, работая над заказом Николая I — огромным полотном, посвященным параду по случаю подавления Польского восстания. Царь распорядился, чтобы на первом плане были изображены все крупные деятели Российской империи, как бы приветствующие историческое событие. В записях Григория Чернецова сохранилась такая пометка о сеансе портретирования: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною». На эскизе Пушкин в компании Крылова, Жуковского и Гнедича прогуливается в Летнем саду.
Смерть поэта побудила братьев вернуться к своим черновикам — так родилась фантазия «Пушкин в Бахчисарайском дворце». Антураж дворца передал Никанор, Григорий вписал в это изображение фигуру Пушкина, однако допустил промашку: он нарисовал поэта с бакенбардами, которые Пушкин в момент своего крымского путешествия еще не носил.
Картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце», а также литография «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич» тоже представлены на выставке.
Еще одна коллаборация
Образ Пушкина объединил для совместной работы не только братьев Чернецовых, но и  и .
За полгода до своей трагической гибели Пушкин посетил Академию художеств в Петербурге, где ему представили одного из лучших учеников — 19-летнего золотого медалиста Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем», — вспоминал художник.
Айвазовский был словно одержим желанием написать своего кумира — он создал целый цикл изображений поэта на фоне крымской природы, насчитывающий более десятка картин. Однако если пейзажная часть, особенно море, получалась у него живо и эмоционально, то на написание Пушкина мастерства у художника не хватало. В конце концов в 1877 году, во время работы над полотном «Прощание Пушкина с Черным морем», знаменитый маринист обратился за помощью к Репину.
«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — так потом Репин, явно скромничая, отозвался о своем вкладе в создание шедевра, который занял свое место в ряду лучших образцов живописной пушкинианы. На выставке рядом с плодом сотрудничества двух мастеров висит и одна из сольных работ пушкинского цикла Айвазовского — «Пушкин на берегу Черного моря».
Выставку «Портреты А. С. Пушкина» можно увидеть до 19 мая.
Одиночество в мегаполисе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео