РИА «ФедералПресс» 16 апреля 2019

В сфере прямых продаж заняты около миллиона россиян

Фото: РИА "ФедералПресс"
Одной из старейших, но так и не ставшей многим до конца понятной бизнес-моделью является направление прямых продаж, которое идет рука об руку с сетевым маркетингом. Эта сфера деятельности зародилась в США в послевоенное время, свое развитие получила в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас на мировом рынке насчитывается более 5000 сетевых компаний, в России, по данным Ассоциации прямых продаж, к 2017 году насчитывалось уже 3,84 млн независимых распространителей и лояльных покупателей рынка прямых продаж. Автор статьи предлагает углубиться в историю и понять, что делает сетевые компании такими особенными.
Сетевой маркетинг в мире
Сетевой маркетинг (или другое определение — MLM) впервые появился в 1945 году в США благодаря предпринимателям Ли Мютингеру и Вильяму Касселбэри, которые стали первыми распространителями Nutrilite Products. В конце 50-х были созданы две крупные компании, одна из которых стала нарицательной для сетевого маркетинга — компания Amway — American Way Corporation, то есть «Американский путь».
Положение компаний усиливалось, и особого расцвета они достигли в 80–90-е годы, распространившись на весь мир и сильно расширив ассортимент. Компании предлагали покупателям и независимым представителям товары и услуги, начиная с косметики и заканчивая междугородной телефонной связью.
В те же годы начали появляться первые законодательные акты, которые были нацелены на регулирование работы сетевых компаний и ее распространителей. Кроме государственных законов, у каждой сетевой компании существует кодекс, которому следуют независимые представители.
Почему прямые продажи — это не финансовая пирамида
Финансовая неграмотность стала причиной мнения, что модель сетевого маркетинга — это пирамида. Сетевые компании предлагают своим независимым представителям компенсационный план, по которому выплачиваются дивиденды. Если визуализировать схему плана, получится классический треугольник.
Финансовая пирамида имеет определенные признаки: выплата денежных средств участникам из денежных средств, внесенных другими вкладчиками, отсутствие собственных дорогостоящих активов, отсутствие точного определения деятельности организации и элементарное отсутствие товаров. Еще одним из косвенных признаков пирамид является их недолговечность.
Сетевые компании существуют десятилетиями: QNET в 2018 году отметила свое 20-летие, Amway реализует продукцию с 1959 года, AVON ведет историю с 1897 года, и каждая из компаний получила рост и развитие благодаря сетевой модели.
В сетевых компаниях главной остается продукция. Каждый участник должен регулярно приобретать товары под реализацию, чтобы оставаться членом компании.
Компании не скрывают, что у них есть активы. Например, отели в собственности QNET в Таиланде, Малайзии и Турции входят в перечень мест для посещения по туристическим картам клубного отдыха QVI Club.
Сетевые компании принимают активное участие в программе КСО, занимаясь благотворительностью по всему миру. Компании реализуют спонсорство в области спорта и науки, а также стремятся соответствовать мировым трендам защиты окружающей среды и призывают своих независимых представителей следовать их примеру.
Положительное отношение к методу прямых продаж в России среди покупателей по итогам 2018 года достигло максимального уровня в 74% согласно индустриальному исследованию Ассоциации прямых продаж, что говорит о больших перспективах для распространителей. Это также является подтверждением того, что сетевые компании стимулируют развитие малого и среднего предпринимательства и дают прирост так называемого среднего класса.
Все компании, приведенные в качестве примера ниже, являются классической моделью сетевого маркетинга.
Amway
Компания Amway является одной из старейших и самых обширных, в ней работает более 17 тысяч сотрудников по всему миру. Ассортимент компании включает почти 500 наименований товаров. У Amway есть в собственности 4 органические фермы, на которых компания выращивает культуры для использования в производстве. Земледельческие работы проводятся без использования химикатов и опасных для почвы и воды удобрений, благодаря чему компания выпускает экологически чистую продукцию с высоким содержанием натуральных и безопасных ингредиентов.
В силу статуса старейшей и узнаваемой сетевой компании Amway имеет положительный имидж, предлагая своим независимым распространителям большой ассортимент продукции под реализацию.
Компания Amway занимается благотворительностью. Продукцию, которая помогает собрать деньги на нужды фондов, или так называемые благотворительные товары, можно приобрести у ее распространителей и на официальном сайте.
Ассортимент:
Средства для ухода за телом;
Декоративная косметика;
БАДы и продукты для контроля массы тела;
Средства для ухода за кожей лица;
Товары для дома.
QNET
Компания QNET является классической моделью сетевого маркетинга, за плечами которой 20 лет присутствия на мировом рынке. В России она относится к самым «молодым» сетевым компаниям. QNET дает возможность реализовывать продукцию и создавать свою сеть, благодаря чему независимый представитель может как заниматься продажей товаров, так и быть собственником бизнеса и руководителем своей команды.
Большой акцент ставится на то, что независимые представители компании должны оформлять свою деятельность юридически. Компания консультирует, как открыть ИП и платить налоги. Особенную популярность компания получила после ряда выставок в таких крупных городах России, как Казань, Москва и Новосибирск. В России в основном пользуются спросом туристические карты клубного отдыха, часы, системы фильтрации воды и БАДы.
Компания заинтересована в производстве уникальной продукции и реализует это, спонсируя научные лаборатории Франции, Германии, Австралии, Кореи, Швейцарии и других стран, а также приобретая патенты для дальнейшего их использования в разработке товаров. Основное направление продукции — это поддержание здорового образа жизни. Например, система очистки воды HomePure Nova получила сертификат NSF/ANSI 401, который определяет способность удалять до 15 дополнительных загрязнителей и является показателем самого высокого уровня качества фильтрации.
Ассортимент:
Предметы роскоши и коллекционирования;
Средства личной гигиены;
Продукты для контроля массы тела и правильного питания;
Средства для дома;
Туристические карты клубного отдыха.
Tupperware
Компания Tupperware известна россиянам своим довольно необычным выбором товаров — им стали пищевые и бытовые пластиковые контейнеры. Кроме посуды, компания реализует кухонную технику. Посуда приобрела название «умной» из-за своих свойств: она изготовлена из биологически и химически нейтрального полимера, который в зависимости от изделия выдерживает от 0 до 85 ºС. Компания дает 30-летнюю гарантию на свои товары. У компании есть свой особенный товар: воздухо— и влагонепроницаемая крышка Tupperware, а еще инновационный дизайн продукции оценен наградой Red Dot Design Award, и она представлена в экспозициях 14 музеев мира.
На данный момент компания имеет хорошую репутацию, так как старается соответствовать трендам: товары из пластика сертифицированы, безопасны для человека и природы, а стоимость продиктована высоким качеством и долговечностью. Также Tupperware ведет политику равенства полов: любить готовить могут не только женщины, но и мужчины.
Ассортимент:
Силиконовые формы для выпечки;
Ножи и столовые приборы;
Контейнеры для хранения продуктов и жидкостей;
Ручные миксеры;
Средства для очистки продуктов.
Faberlic
Российская компания прямых продаж, которая была учреждена в 1997 году. Основатели компании в свое время приобрели патент на накожное использование перфторана — разработанной в СССР эмульсии, способной переносить кислород и получившей применение как искусственной крови во время войны в Афганистане. Данный метод был использован в косметике, что стало необычным и революционным в сфере косметологии.
Сейчас доступные товары для потребителя и грамотно прописанные правила сервиса делают эту сетевую компанию привлекательной для российских распространителей и для покупателей. Faberlic постоянно работает над репутацией и стремится расширить географию, чтобы работать и за пределами российского рынка: на 2015 год она занимала 3-е место в списке самых быстрорастущих косметических компаний по версии WDD.
Ассортимент:
БАДы и продукты для контроля массы тела;
Одежда и аксессуары;
Косметика;
Парфюмерия;
Гигиенические принадлежности;
Детские гигиенические принадлежности.
Как становится понятно из обзора, каждая сетевая компания получила успешное развитие именно благодаря уникальной продукции и выгодным компенсационным планам для независимых представителей. Тщательное регулирование деятельности предпринимателей законодательством, отбор независимых представителей и ряд других механизмов в будущем сделают эту отрасль более понятной и интересной, но уже сейчас она показывает себя с хорошей стороны, являясь доступной площадкой для создания собственного бизнеса.
Фото: Pixabay.com
Комментарии
Другое , Малайзия , США , Таиланд , Турция
Читайте также
В Италии призвали отменить санкции против России
5
В Самаре косить траву пришлось на 2 недели раньше положенного срока
Последние новости
«У команды Беглова уже есть фора». Эксперт оценил доклад о врио главы Петербурга
В Ульяновске заминировали аэропорт и железнодорожный вокзал
При реконструкции «Байконура» исчезли почти 6 миллионов рублей