Ещё

«Собирали ясак на Аксак». Как строилось здание театра оперы и балета в Уфе 

Фото: АиФ-Уфа
Герои недавно вышедшей из печати книги известного краеведа Владимира Буравцова «Архитекторы, инженеры и строительные подрядчики Уфы конца XVIII — начала XX века» — уфимцы, внесшие заметный вклад в формирование архитектурного облика города. Отдельная глава книги посвящена создателям и строителям Аксаковского народного дома — ныне здания театра оперы и балета.
Долгое начало
Дореволюционная Уфа имела одно из лучших в России летних театральных зданий — в саду Виденеева (ныне сад имени Сергея Аксакова), но много лет в городе не было хорошего «зимнего» театра. Деревянные здания не раз сгорали, а залы Большой Сибирской гостиницы, Общества вспоможения частному служебному труду и Дворянского собрания были неудобны для артистов и зрителей. Кроме того, Уфа нуждалась в музейном помещении.
Уфимский губернатор Александр Ключарёв решил, что проблемы решит строительство одного, но большого здания. Однако история затянулась. Осенью 1903 года Уфимская городская дума подобрала место для его постройки, но городские власти вернулись к проекту только в октябре 1908 года. На совещании в Дворянском собрании с участием всех слоёв населения было принято единодушное решение построить в Уфе на добровольные пожертвования Аксаковский народный дом. Зимой был создан специальный Комитет по увековечиванию памяти Сергея Аксакова, который возглавил Александр Ключарёв. В него вошли авторитетные, а главное — богатые горожане: для пополнения фонда строительства Народного дома требовались финансы.
Добровольно-принудительно
В начале прошлого века, как и сегодня, найти инвестора было нелегко. Но, чтобы воплотить амбициозный проект, уфимский губернатор не жалел сил и времени для личного сбора денег с состоятельных лиц. «Так, купец А. В. Кузнецов жаловался, что губернатор сам несколько раз приезжал к нему с подписным листом, затем присылал не только полицмейстера, но и пристава, околоточного. В итоге он заплатил 30 раз, — пишет автор. — Иногда этот почти насильственный со всех сословий общества сбор „копеечки“ приводил к курьёзным случаям. Башкиры, приезжавшие в город на базар и попавшие под одну гребёнку с богатыми купцами, доставая из кисетов пятаки, спрашивали: „Какой–такой Аксак — давай ясак?“.
Тем не менее за короткий срок удалось собрать 200 тысяч рублей из требуемых пятисот. Остальное собирали по всей России. В 1909 году выбирали проект будущего здания, объявили конкурс. Но победившие работы были отклонены.
»Авторы ради достижения большей художественности совершенно не считаются с теми способами, какими здание может быть выполнено в натуре, и отбрасывают в сторону, как ненужный балласт, задаваемую стоимость здания. Получившему конкурсный проект сразу бросается в глаза или невозможность его выполнения, или же значительное превышение стоимости здания», — отмечал городской архитектор Константин Гуськов.
Видел чапаевцев
В конце концов решили обойтись своими силами, поручив разработку проекта (который потом и приняли) губернскому архитектору Павлу Рудавскому. По его замыслу Аксаковский народный дом получил два главных фасада. Один в стиле «ренессанс» по улице Центральной (ныне улица Ленина), другой «в восточноазиатском стиле, приближающемся к мавританскому» по Пушкинской улице. Последнее условие есть дань башкирам и татарам, составляющим половину населения Уфимской губернии». Планировалось, что в Доме разместится театр на 1100 человек, народная аудитория на 600 человек, музей Уфимского края, картинная галерея художника Михаила Нестерова, народная библиотека-читальня, магазины.
14 сентября 1909 года состоялась торжественная закладка Народного дома. К началу Первой мировой войны была закончена театральная часть здания, её сдали купцу Каримову, который открыл здесь кинотеатр «Юлдуз». В здании разместили госпиталь, а осенью 1914 года вселили несколько городских училищ.
7 декабря 1919 года, переименованный новой властью в Дворец труда и искусств, дом был открыт. На одной сцене играли драматическая и оперная труппы. Первыми зрителями спектаклей стали бойцы 25-й Чапаевской дивизии. Побывал на одном из спектаклей и сам знаменитый комдив. В 30-е годы дом получил новое наименование — Дом культуры, а в 1938 году в нём разместился Башкирский государственный театр оперы и балета.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео