Войти в почту

Объёмы перевозок по Севморпути превзойдут ожидания

Единый инфраструктурный оператор Северного морского пути (СМП) - Росатом - обозначил новые цели по развитию проекта. Как заявил на Международном арктическом форуме генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв, на ближайшие пять лет можно говорить об увеличении грузопотока уже до 92,6 миллиона тонн (сейчас 20 миллионов тонн). Для этого вдоль берегов Российской Арктики необходимо выстроить глобальный транспортно-логистический коридор, который будет функционировать в режиме busines-sas-usual. В этом ему должна помочь и новая структура - общественный совет по развитию Севморпути. Три ключа и стол переговоров После двух лет жарких дискуссий по вопросу оператора СМП, в конце 2018 года было решено распределить полномочия между Минтрансом и Росатомом по принципу двух ключей. Законодательное и нормативное регулирование осталось в ведении транспортного ведомства, а работа по управлению госимуществом, в том числе атомным ледокольным флотом и инфраструктурой, перешла Росатому. Его подраз­деления теперь будут согласовывать разрешения на проход судов по акватории СМП (путь пролегает между шестью морскими портами), заключать концессионные соглашения от имени государства по объектам портовой инфраструктуры, проектировать и строить соору­жения, атомные ледоколы — обеспечивать круглогодичный проход грузовых судов, без чего немыслим коммерческий успех всего проекта. Несмотря на то что соответствующая нормативная база была внесена только в феврале 2019 года, Росатом уже успел принять в свою структуру новые предприятия и целый ряд инфраструктурных объектов, рассказал Алексей Лихачёв. 120 миллионов тонн может достичь грузооборот по СМП к 2030 году Ещё один, третий, ключ от СМП был недавно выдан Министерству по развитию Дальнего Востока вместе с полномочиями по развитию Арктики. От ведомства ждут мер по развитию арктических территорий (строительство железнодорожных магистралей «Северный широтный ход») и, соответственно, содействия разработке месторождений. Они станут грузовой базой, фундаментом Севморпути. Как пояснил глава ведомства Александр Козлов, речь идёт о работе с инвестиционными проектами, такими как, например, недавно запущенный Ямал СПГ. «Мы будем каждый проект сопровождать, помогать решать проблемы с инфраструктурой, финансированием, привлечением кадров, изменением нормативно-правовых актов, если это требуется. Для этого мы распространим на Арктику работу всех институтов развития Дальнего Востока», — пояснил Козлов. Местом встречи всех сторон и обсуждения вопросов развития Севморпути станет ещё одна организация, о создании которой было объявлено на Арк­тическом форуме. Как рассказал Алексей Лихачёв, кратное увеличение грузооборота потребует более эффективной координации процесса. Поэтому в работе вновь созданного общественного совета по развитию СМП необходимо участие представителей всех заинтересованных сторон: ведомств, регионов, российских и международных компаний. Из кандидатур на пост председателя организации пока что был назван гендиректор «Совкомфлота» ­Сергей Франк. Ожидается, что первое заседание состоится уже весной на полях Петербургского международного экономического форума. Не спецоперации, а нормальный бизнес Все участники обсуждения по развитию СМП в один голос утверждают, что Арктика призвана стать пространством постоянной и эффективной экономической деятельности. Вице-премьер Российской Федерации Максим Акимов добавил, что эта деятельность должна быть хорошо предсказуема. «Да, Арктика — это место подвига, но это повседневный подвиг. Да, это зона риска, но это зона управляемого риска. Это зона эффективной, предсказуемой экономической деятельности», - заявил он. По словам Акимова, работа над планом по развитию инфраструктуры до 2035 года уже идёт: «Мы видим СМП прежде всего как современный мультимодальный цифровой логистический коридор». Вице-премьер указал, что внимание Правительства сосредоточено в первую очередь на проектах по развитию минерально-сырьевой базы, которые лягут в основу грузовых потоков. Привлечение транзитного груза — ещё одна задача СМП. По мнению замгендиректора Росатома — директора Дирекции СМП Вячеслава Рукши, необходимо также позаботиться о создании перевалочных узлов на входе и выходе из Севморпути. Это поможет при транспортировке грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Между Мурманском и Петропавловском-Камчатским крайне важно иметь перевалочные хабы, потому что смело можно сказать, что суда тяжёлого ледового класса должны работать только в ледовых условиях», — заметил он. Круглогодичная навигация по СМП в восточном направлении, напомним, должна быть запущена к 2030 году. «Мы, конечно, сможем обеспечить круглогодичную навигацию и до 2030 года. Более того, мы и сейчас можем провести суда в течение всего года, в том числе и в сложных условиях. Вопрос в коммерческой составляющей: насколько скорость будет соответствовать требованию перевозчика и насколько работа будет построена как busines-sas-usual в штатном прогнозируемом режиме», — разъяснил журналистам Алексей Лихачёв. И речь идёт не столько о возможностях ледоколов, сколько о потребностях в перевозках недропользователей и грузоотправителей, добавил он. Сегодня атомный ледокольный флот — это четыре ледокола («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач»). В ­2020-2024 годах ряды пополнят самые мощные в мире универсальные атомоходы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Получено решение Правительства о строительстве ещё двух универсальных судов. А к 2030 году, как заявил Лихачёв, должен быть готов и ледокол «Лидер». Всё это позволит выйти на круг­логодичное использование Северного морского пути с коммерческой скоростью не менее 10-12 узлов в час (18-20 километров в час). «Мы воспринимаем все 2020-е годы как подготовку к круглогодичному коммерческому использованию Северного морского пути», — заключил Лихачёв.

Объёмы перевозок по Севморпути превзойдут ожидания
© Парламентская газета